Безопасность транспортных средств как имущества граждан

Безопасность транспортных средств как имущества граждан

Данный текст является фрагментом из книги — «Направление прорыва: проблемы автомобильной дорожной сети России и их решение на основе Единой автоматизированной транспортной системы».

 

Небезопасная ситуация и лукавая статистика

Незаконное завладение и использование транспортных средств является одним из наиболее распространенных преступлений, ощутимо нарушающих имущественные права граждан. В зависимости от целей, которые преследовали правонарушители, их действия классифицируются правоохранительными и судебными органами как угон либо как кража. Угоном называется неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 158 Уголовного кодекса Российской Федерации – далее УК РФ). Кража транспортного средства – это тайное хищение чужого имущества (ст. 166 УК РФ)[1].

Для владельца автомобиля не имеет значения, во всяком случае поначалу, угнан или украден его автомобиль. Разница только в том, если он угнан, то имеется шанс, что после того как на нем «покатаются», его где-нибудь оставят, и он может быть найден. Правда, неизвестно, в каком состоянии.

Кражи автомобиля без угона не бывает. Исключением является вариант, когда автомобиль вывозится на эвакуаторе. Хотя водитель эвакуатора может и не знать, что автомобиль похищается. Предоставляя услугу по перемещению автомобиля, он мог предварительно не поинтересоваться наличием у заказчика документов на автомобиль, тем самым невольно став соучастником похищения.

После того как автомобиль вскрыли, завели и начали на нем передвигаться, он находится в угоне. Ведь намерение угонщика похитить автомобиль, пока он его не присвоил, не является явным. Большинство угонщиков, которых удается задержать, утверждает, что они влезли в чужой автомобиль с одним намерением – покататься. И если в роли угонщика выступает несовершеннолетний «малолетка» или пожилой человек, то за подобное развлечение им грозит минимальное наказание.

Сложность, а часто полная бесперспективность расследований по угонам и хищениям транспортных средств связана с запозданием в информировании о факте угона, а также с задержками в действиях сотрудников правоохранительных органов, извещенных о совершенном правонарушении. Часто владелец автомобиля обнаруживает, что автомобиль исчез, только через несколько часов после того, как его угнали. За это время автомобиль могли перегнать за пределы города, спрятать в надежном месте, перекрасить и даже разобрать на узлы и детали.

Чтобы выяснить, что произошло с автомобилем, его владелец, как правило, звонит в полицию либо в справочную службу, либо по телефону экстренных сообщений 112. Он называет государственный регистрационный знак пропавшего автомобиля, сообщает адрес места и возможное время его пропажи. Все это занимает некоторое время.

Если автомобиль был эвакуирован по решению инспектора Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России – Госавтоинспекции (ГИБДД), то владельцу сообщат адрес штрафстоянки, а также номер телефона, по которому он должен позвонить. Выяснив адрес штрафстоянки, он должен отправиться туда, выстоять очередь, чтобы получить подтверждение, что его автомобиль именно здесь, а также акт с решением о правонарушении, и, заплатив за эвакуацию автомобиля и его хранение, наконец вновь стать полноправным владельцем своего транспортного средства. До этого момента его право на владение автомобилем было сильно ограничено.

Если автомобиль угнан, то его владельцу придется ждать, когда на место, откуда был угнан автомобиль, прибудет инспектор полиции, чтобы оформить акт о совершенном правонарушении, который является основанием для внесения автомобиля в список транспортных средств, находящихся в розыске. Это может происходить быстро, а может и очень долго. Ведь инспектора полиции после значительного сокращения их численности до предела загружены текущими делами.

Далее владелец автомобиля должен отправиться в дежурную часть отдела полиции, чтобы подать письменное заявление об угоне принадлежащего ему автомобиля. Его заявление является основанием для возбуждения уголовного дела по факту угона автомобиля. Через какое-то время ему будет сообщено, какой следователь будет рассматривать его заявление. Если автомобиль был застрахован от кражи, то владелец после подачи заявления в дежурную часть полиции обязан направить сообщение о произошедшем в страховую компанию. Для этого он также обязан получить от следователя справку о том, что по факту угона автомобиля ведется следствие.

Для владельца автомобиля его утрата по величине нанесенного урона и психологическому воздействию вполне сопоставима с пожаром либо взломом квартиры с последующей кражей находящегося в ней имущества. С обрушившимся на него несчастьем он остается один на один: у него нет автомобиля, а потому вместо привычной езды на собственной машине он вынужден пользоваться общественным транспортом, а общение с сотрудниками полиции зачастую носит сугубо формальный характер. В результате у владельца угнанного автомобиля создается устойчивое мнение о крайне малых шансах на то, что его автомобиль вообще может быть найден.

Чтобы понять масштаб проблемы, приведем некоторые цифры. В Российской Федерации в 2015 г. в среднем на 1000 жителей приходилось примерно 260 автомобилей, в Москве и Санкт-Петербурге побольше – соответственно 320 и 300. В Европе же в настоящее время на 1000 жителей в среднем приходится 450 автомобилей. В конце 2015 г. Германия по численности автомобилей достигла значения 544 автомобиля на 1000 человек. В том же году автомобильный парк Великобритании составил 501 машину, а Франции – 479 единиц на 1000 проживающих там человек[2]. По имеющимся прогнозам, уже к 2020 г. в Москве и Санкт-Петербурге ожидается увеличение числа автомобилей до соответственно 374[3] и 350 на тысячу жителей. Предполагается, что еще через пять лет число автомобилей в стране на тысячу жителей будет почти таким же, как в сегодня в Европе. Однако по числу угонов автомобилей Россия опережает все европейские страны вместе взятые.

Сведения об угонах автомобилей, которые удалось получить из общедоступных источников, содержались в публикациях на эту тему в интернет-версиях газет «Известия», «Газета», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», в петербургской интернет-газете «Фонтанка». Наиболее полную информацию об угонах автомобилей содержит сайт Аналитического агентства «Автостат». Однако и эти сведения носят обрывочный характер и, как правило, неполные, а порой и противоречивые. Все названные издания прямо либо косвенно ссылаются на то, что сведения эти ими получены из материалов Министерства внутренних дел (МВД). Печально, что официальная статистика по такой острой теме, как угоны автомобилей, ограничена для открытого пользования, что никак не способствует росту доверия граждан к правоохранительным органам.

В Москве в 2008 г. было совершено 9,9 тысяч преступлений, связанных с угоном автомобилей. А в 2009 г. значительно меньше – 6 тысяч. Казалось бы, ура, кривая преступности пошла резко вниз. Однако здесь не все так просто. Рост и снижение количества угонов зависит не столько от расторопности инспекторов ГИБДД и следователей, сколько от ситуации на рынках продажи автомобилей, их узлов и деталей. В 2008 г. разразился финансовый кризис, и в 2009 г. резко упали продажи автомобилей как новых, так и подержанных. Владельцы автомобилей отложили до лучших времен удовлетворение желаний сменить своих стальных «друзей». Это и стало основной причиной резкого сокращения числа угнанных автомобилей. В 2013 г., по данным из названных источников, было совершено свыше 89 тысяч угонов, из которых примерно 37,5 тысяч были квалифицированы как угон без цели хищения, а 51,5 тысяч — как кража транспортных средств.

Нечто похожее произошло семью годами позже. Так, в 2015 г. в той же Москве было зарегистрировано 7582 преступлений, связанных с угоном автомобилей, а в 2016 кривая угонов пошла резко вниз – до 5073. Все дело в том, что в конце 2015 г. резко взлетел курс иностранных валют по отношению к рублю. Продвинутые в финансовых делах москвичи бросились скупать новые автомобили, понятное дело, беря кредиты либо в рассрочку, что можно было сделать, только застраховав автомобиль от угона на срок, пока деньги за приобретенный автомобиль не будут выплачены полностью. В итоге число застрахованных от угона автомобилей ощутимо увеличилось. Резкое падение курса рубля нанесло серьезный удар по доходам населения. Вот и свернулись продажи автомобилей как новых, так и подержанных.

Угонять застрахованные автомобили для опытных угонщиков рискованно, а спрос на подержанные упал. Так, по имеющимся сведениям, новых автомобилей до трех лет угоняется всего около 15%, тогда как в возрасте от трех-четырех лет – 60%. Все это благоприятно сказалось на ситуации с угонами автомобилей, прежде всего в Москве. В других же городах, где народ живет победнее, массовой скупки новых автомобилей в начале финансового обвала не наблюдалось. Денег на новые автомобили, по причине роста их цен, у населения стало не хватать, вот и поднялся спрос на подержанные. К тому же более состоятельные москвичи предпочитают чаще менять автомобили, считая такую практику экономически оправданной. При этом машины приобретаются в кредит. Подержанные же машины перекочевывают в провинцию. В итоге статистика угонов в целом по стране не изменилась. Вот и получили московские городские начальники возможность с гордостью отчитываться о резком падении числа угонов автомобилей. Впрочем, в том, что автомобилей стали угонять меньше, есть заслуга и московской полиции.

Эксперты аналитического агентства «Автостат» опубликовали интересные данные о статистике автомобильных краж и угонов. Оценивая вероятность угона автомобиля в течение года, определяемую как отношение числа угонов к количеству автомобилей, зарегистрированных в регионе, на основании усредненных данных за 2013-2015 гг., они получили следующие результаты. На первом месте по величине вероятности угонов находится Санкт-Петербург с показателем 0,38%. На втором – Москва с показателем 0,20%, что почти в два раза меньше. На третьем – Ленинградская область с показателем 0,18%. В связи с тем, что достоверность сведений о числе угонов не может быть подтверждена, так как в открытом пользовании отсутствуют официальные данные, полученные от МВД, то к этим оценкам можно относиться как результату экспертно-журналистских упражнений. Особенно смущает отсутствие сведений о методике ведения учета числа угонов и краж транспортных средств. Ссылаться здесь лишь на количество судебных дел по 166 и 158 статьям Уголовного кодекса в связи с тем, что квалификация правонарушений по этим статьям во многом зависит от профессионализма следователей, искусства адвокатов и позиции судей, также следует осторожно.

В Санкт-Петербурге ежегодно угоняется до семи тысяч автомобилей. Приняв, что усредненная стоимость легковых автомобилей равна примерно 720 тысячам рублей, общий ущерб, причиняемый жителям города от угонов и краж транспортных средств, только за один год может достигать более трех миллиардов рублей.

 

Рис. 11. Отношение среднегодового числа угонов, совершенных в 2013-2015 гг., к общему числу автомобилей, зарегистрированных в конкретном регионе, выраженное в процентах[4]

Что касается публикуемых данных о раскрытии преступлений в этой сфере, то здесь возникает немало вопросов. Так, в издании «Водитель Петербурга» раскрываемость преступлений в Санкт-Петербурге, связанных с угонами и кражами автомобилей, не превышает 16%. В другом источнике указывается, что по статистике, якобы полученной в ГИБДД, в Российской Федерации она составляет около 30%. Причем отмечается, что большая часть раскрытых преступлений – это «бытовые угоны». Еще одни источник пишет, что раскрываемость этого вида преступлений в Москве и Санкт-Петербурге не более 20%.

Наиболее мрачно оценивает ситуацию с угонами автомобилей депутат Государственной Думы О.А. Нилов. По его словам, за 2014 г. в Петербурге было угнано 6255 автомобилей[5]. При этом в пояснительной записке к своему законопроекту он сообщает, что «статистика по угонам сегодня более чем печальная, причем ситуация не меняется десятилетиями. Раскрываемость этого вида преступлений, например, в Санкт-Петербурге составляет приблизительно 3% от общего числа случаев. Осужденными же становятся лишь единицы: большинство отделывается “легким испугом”, успешно доказав, что угон был совершен с “невинной” целью покататься, а вовсе не с умыслом перепродать машину». Как были посчитаны эти 3% раскрываемости, депутат не уточнил. Возможно, что оценивать уровень раскрываемости надо было как-то иначе. Но то, что депутат Государственной Думы благодаря своему статусу имел возможность затребовать у руководителей государственных органов достоверную информацию, это факт. Тем более что никто из них не оспорил приведенные цифры. Так, в Программе «Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге на 2013-2016 годы» приведены следующие цифры: «…на улицах Санкт-Петербурга за 2011 г. зарегистрировано 6182 (+696) кражи транспортных средств»[6].

Теперь о «лукавой статистке». Любое региональное и городское начальство по понятным причинам крайне неодобрительно относится к публикациям о росте числа угонов на подведомственных им территориях. И тут всегда найдется выход, как «слегка» ее подкорректировать. Прежде всего это касается угонов без желания присвоить автомобиль. Если угнанный автомобиль вскоре нашли и у его владельца нет желания настаивать на регистрации угона, так как это может обернуться для него немалыми хлопотами, то можно сделать вид, что ничего и не произошло. Это относится к большей части так называемых «бытовых» угонов. К ним можно отнести и угон автомобилей подростками, когда их родители, чтобы избежать судимости в биографии подростка, умоляют потерпевшего отозвать свое заявление об угоне. Вот и стоит перед блюстителями порядка дилемма, обращать ли внимание на эти, на первый взгляд, мелкие шалости подростков с автомобилями или нет.

Не секрет, что сама деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения и контроль за соблюдением правил дорожного движения содержит немалый соблазн для коррупционных деяний. Для их предотвращения предпринимается немало усилий, дающих некоторые результаты. Однако коррупция такая штука, что ее можно снизить, но нельзя ликвидировать. Так уж устроена жизнь. А потому вполне реальна ситуация, когда водитель, задержанный без документов на автомобиль, что порой связано с ситуацией угона, за немалую мзду может быть отпущен. Еще хуже, если сам правоохранитель становится участником «коллективной деятельности» по кражам автомобилей либо их угону с целью вымогательства вознаграждения за указание места, где он находится. Эту возможность, разрабатывая способы противодействия угонам транспортных средств, а тем более коррупции, не следует игнорировать.

А сколько «убитых» машин находится во дворах: шины их колес спущены, часть стекол выбита, двери открыты. Одним словом – металлолом. А если к тому же на них нет регистрационных знаков, что с ними тогда делать? Откуда они появились, может, они были угнаны, а потом их просто бросили, их хозяева могли умереть, спиться, превратиться в бомжей. Всякое бывает в жизни. Если же говорить серьезно, то следовало бы по оставшимся регистрационным знакам, даже если он один, либо по номерам, выбитым на кузове и двигателе, выяснить, что это за автомобили. Но подобная любознательность способна ухудшить статистику угонов, да и сил у сотрудников полиции для совершения этих действий не хватает.

Теперь о статистике правонарушений, связанных с автомобилями как имуществом граждан. Чтобы получить относительно полную картину о природе и тенденциях совершения этих правонарушений, желательно иметь сведения:

  • о случаях езды на автомобилях без документов на автомобиль и без водительских прав;
  • о фактах взлома автомобилей, в том числе с целью кражи их деталей либо находящихся в них вещей;
  • о кражах государственных регистрационных знаков автомобилей;
  • о количестве открытых уголовных дел по фактам угона и кражи автомобилей, их взлома и кражей из них вещей, кражи государственных регистрационных знаков автомобилей, а также о результатах проведенных по ним расследований;
  • о количестве угнанных автомобилей, впоследствии возращенных их владельцам, в том числе с повреждениями либо непригодными для использования.

Все эти сведения необходимы для углубленного анализа ситуации в сфере обеспечения безопасности автомобилей, принадлежащих гражданам, а значит, оценки уровня защищенности имущественных прав граждан.

 

  • Угон или кража

В Уголовном кодексе Российской Федерации имеется 166 статья «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения». На первый взгляд, предусмотренные ею наказания достаточно суровы. Однако анализ практики применения этой статьи позволяет утверждать, что ее отдельное существование фактически поощряет действия, связанные с таким дорогостоящим имуществом граждан, каким является автомобиль. Появилась эта статья, когда автомашин было мало, и желание просто покататься на машине могло быть для молодых и даже не очень молодых людей просто непреодолимым. Покататься и бросить. За последние 25 лет число автомобилей в стране увеличилось на порядок. Пройдет еще 10 лет и их станет больше еще на 50%. Желание просто покататься на автомобиле удовлетворить теперь совсем несложно. Зато угон автомобиля, плавно переходящий в его хищение, стал делом обыденным.

Первоначально, если угон автомобиля был совершен без цели хищения, его владелец не вправе был рассчитывать на получение возмещения за нанесенный ему урон (повреждение автомобиля, затраты на поиск, возвращение, моральный вред). Причем возместить понесенный урон владелец угнанного автомобиля не мог даже в случае, если автомобиль, брошенный угонщиком, впоследствии был похищен другим лицом. Парадоксальность данной ситуации вынудила Конституционный Суд вмешаться в нее[7]. Так что теперь у владельцев угнанных автомобилей появились шансы рассчитывать на законное возмещение нанесенного им ущерба.

Угонщик завладел имуществом и попользовался им. Намерение впоследствии его вернуть – это всего лишь намерение, и как намерение оно могло и измениться. А вот то, что чужим имуществом угонщик пользовался, – факт установленный.

Еще интересней, когда угонщик использовал автомобиль для совершения другого преступления и, совершив свое противоправное деяние, вернул его хозяину. Понятно, что его будут судить за другое преступление. Но автомобиль являлся орудием преступления, как с ним-то быть? Ведь законный владелец автомобиля может его получить не так уж и скоро. Да и что с этим автомобилем может произойти за это время?

Если автомобиль угнан, то кто доказывает намерение хищения? Инспектор ГИБДД задержит гражданина за езду без прав и документов на машину и обязан будет принять решение об эвакуации ее на стоянку для временного хранения. Само же дело будет передано следователю, который и должен будет вникать во все обстоятельства, связанные с угоном. Кстати, надо ли будет платить владельцу автомобиля за его хранение на специальной стоянке?

А если угон был совершен для вымогательства? Ведь автомобиль не похищен, его всего-навсего перегнали в другое место, может, совсем рядом. И затем угонщик стал вымогать деньги за предоставление сведений о месте нахождения автомобиля. И вымогатель, если его, конечно, поймают, будет вправе утверждать, что к угону автомобиля он не имел никакого отношения, просто случайно узнал место его нахождения, вот и обещал сообщить владельцу автомобиля за скромное вознаграждение. Ну что тут плохого?

Для адвоката задача добиться, чтобы угонщика судили не по статье о хищениях, а по статье об угонах, – дело прибыльное. Мол, угонщик лишь взял автомобиль только на некоторое время, чтобы покататься, и к его хищению отношения не имеет, похитил автомобиль совсем другой. Так вот получилось. Автомобиль кто-то вскрыл, чтобы похитить из салона понравившуюся безделушку. И это небольшое правонарушение, которое не дает даже повода обратиться в суд за санкцией на арест. Угонщик же взял уже открытый автомобиль, чтобы только покататься. Мол, шел по улице, случайно наткнулся на автомобиль, который был открыт, да еще с ключами. А потому, будучи добропорядочным гражданином, хотел его отогнать в ГИБДД.

Для следователя, занимающегося расследованием факта угона автомобиля, не имеет значения, по какой статье будет осужден правонарушитель, если он, конечно, будет задержан и изобличен. Отнести это преступное деяние к угону или краже – это дело судьи. Задача же следователя выявить все обстоятельства этого правонарушения. Правда, имеется одно «но». Это может сильно интересовать страховщика. И здесь важен только одни факт: возвращен ли владельцу его автомобиль или он пропал, а может быть даже был уничтожен. И опять – это уже касается не самого правонарушения, а дальнейшей судьбы угнанного автомобиля.

Чтобы угонщика можно было подвести под статью 158 Уголовного кодекса о хищениях, его потребуется изобличить в исполнении намерения хищения автомобиля, например, если он пытался загнать либо уже загнал автомобиль в гараж.

Наиболее радикальную и последовательную позицию по вопросу обеспечения безопасности транспортных средств занял тот же депутат Госдумы О.А. Нилов. Смысл предложенного им законопроекта состоит в том, что сам факт угона автомобиля следует считать видом хищения. И в этом имеется глубокий смысл. Так, некое лицо взяло в магазине некую вещь, попользовалось ею, а затем втихаря вернуло в магазин. Если бы это лицо поймали, когда оно уже вынесло вещь из магазина, несомненно, это деяние было квалифицировано как кража. Причем адвокат правонарушителя не стал бы разглагольствовать, что мол правонарушитель изначально хотел ее вернуть. В случае же с автомобилем это возможно. Вот и выстраивают лица, заведомо похищающие автомобили, цепочки, в которые вставлены в качестве угонщиков люди, имеющие шансы получить минимальное наказание за совершенное преступление по статье 166 УК РФ.

К сожалению, проект закона, представленный О.А. Ниловым, получил отрицательное заключение. Подобная ситуация способствует воспроизводству следующих норм общественной морали.

Ты – баловник, шалун, просто мелкий хулиган. Угнал машину, чтобы немного развлечься. Это одно.

Ты – вор, ты украл. Это совсем другое.

Одно дело тебя судили за угон, и совсем другое – за кражу.

 

  • Субъекты правонарушений и психологический портрет угонщика

Угон автомобилей, принадлежащих гражданам, может осуществляться с разной целью:

  • из хулиганских побуждений (просто покататься, разбить, а потом бросить);
  • для личного использования;
  • для продажи украденного автомобиля или для последующей его разборки на узлы и детали с целью последующей их продажи;
  • в качестве средства для совершения преступления, после которого автомобиль может быть просто брошен либо уничтожен (например, сожжен);
  • для вымогательства у владельца денег за сообщение о месте нахождения автомобиля.

Появился еще один вид вымогательства – похищение государственного регистрационного знака автомобиля с последующим обещанием за «скромную» сумму указать место, где его спрятали. Знаки государственной регистрации автомобилей могут быть украдены и для использования при совершении других преступлений.

Угоном автомобилей с целью их продажи чаще всего занимаются группы людей, обладающих необходимыми для этого навыками и имеющих специальное техническое оснащение. Естественно, что в соответствии с разделением обязанностей различаются и задачи, выполняемые каждым из членов такой преступной группы. С.Л. Панов считает, что могут быть выделены «следующие типы преступников:

  • угонщик машины;
  • лицо, занимающееся ее техническим переоборудованием и камуфляжем (перекраска, перебивка номеров на узлах и деталях и другие работы);
  • лицо, подделывающее документы, технический паспорт, справки;
  • сбытчик похищенного, который находит покупателя и договаривается с ним о цене (как правило, это делается еще до похищения автомашины);
  • перегонщик, занимающийся сбытом угнанных автомашин (например, если реализация осуществляется в другом городе или области);
  • лица, которые занимаются разрешением вопросов, связанных с «платным» возвратом угнанных машин;
  • работники государственных органов, оказывающие покровительство организованным группам угонщиков автотранспорта»[8].

Чтобы угнать автомобиль, имеющий хорошую охранную сигнализацию, угонщикам потребуются специальные технические средства, в числе которых подавители радиосигналов для блокировки сигналов от геолокационного оборудования типа GSM-маяка, позволяющего обнаружить местонахождение похищенного транспортного средства. Для преодоления защиты, устанавливаемой дистанционно, угонщикам потребуются специальные устройства, позволяющие считывать и дублировать сигнал брелока, снимающего транспортное средство с охраны. Эти и другие вспомогательные инструменты, позволяющие угонщикам преодолевать высокотехнологические защитные системы, продаются и покупаются на черном рынке, а значит, угонщикам понадобятся и лица, владеющие информацией о том, как их приобрести или даже изготовить.

После самого похищения могут потребоваться вместительный контейнер и контейнеровоз с водителем, специалисты по изменению внешнего вида машины (покраска, накладки), перебивке номеров корпуса, двигателя, а значит, может понадобиться помещение со специальным оборудованием, которое должно быть основательно защищено от посторонних лиц. Автомобиль может быть перегнан в другой регион либо помещен для хранения в гараж. Он может быть угнан для последующей его разборки на узлы и запасные части, которые потребуется реализовать.

Особо большую ценность для подобной группы представляют контакты с сотрудниками правоохранительных органов, занимающихся регистрацией автомобилей и выдачей знаков государственной регистрации, а также имеющие доступ к информации об угнанных автомобилях.

Группы профессиональных угонщиков специализируются главным образом на похищении дорогих автомобилей под заказ либо автомобилей, пользующихся повышенным спросом. Причем они совсем не обязательно организационно оформлены. Их участники даже могут не знать друг друга, что повышает шансы избежать сурового приговора. По мнению экспертов, профессиональный уровень подобных группировок постоянно растет, их техническое оснащение порой существенно выше, чем у сотрудников правоохранительных органов.

Угонами относительно недорогих и подержанных автомобилей занимаются группы подростков и молодежи, склонные к асоциальному поведению, а также группы молодых мигрантов. Чаще просто друзья-товарищи из одного двора, одной школы. Правда, дружба эта может быть «скреплена» на основе распития горячительных да потребления наркотиков разного вида. Наибольшему риску быть угнанными подобными группами подвергаются автомобили, не оборудованные надежными противоугонными системами. Автомобилей, припаркованных у домов и на улицах так много, что угонщики могут идти от одного к другому, выискивая тот, у кого слабая противоугонная система либо ее совсем нет.

Сложилось мнение, что автомобили угоняют от домов в жилых кварталах чаще всего в ночное время. Так, по имеющимся сведениям, от домов совершается около 70% всех угонов, причем в ночное время свыше половины. Число угонов с парковок же торговых центров составляет лишь 15%.

В последние годы значительное распространение получил угон автомобилей с целью последующего вымогательства денег за сообщение о месте его нахождения. Подобный вымогатель, жаждущий легких и быстрых денег, постарается угнать автомобиль таким образом, чтобы не выезжать на дороги, петляя по жилым кварталам и дворам. Спрятав машину так, чтобы она не привлекала внимания, он займется выяснением номера телефона его владельца. Ну, а это дело техники. Для получения денег вымогатели могут использовать современные банковские средства, например – интернет-кошелек, перечисление денег в некий банк на счет фирмы-однодневки, иные платежные системы.

Вымогательство такого рода может происходить и без того, чтобы вымогатели сами угоняли автомобиль. Достаточно, чтобы они имели информацию о факте угона автомобиля, полученную из доступного им источника, порой имеющего отношение к правоохранительным органам.

Что касается краж из автомобилей, то здесь возможны самые разнообразные способы их совершения:

— можно с помощью специального устройства подавить действие охранной сигнализации с целью проникновения в автомобиль для кражи дорогих его узлов, например навороченной аудио-видео-техники с навигаторами;

— можно отвлечь внимание водителя и просто вытащить из автомобиля вещи;

— часто достаточно разбить стекло, чтобы по-быстрому вытащить оставленные в автомобиле вещи, и так далее.

По мере появления новых информационных технологий меняется и культура правонарушителей. Использование информационного обмена, в том числе социальных сетей, сетевых технологий и сервисов, предоставляет правонарушителям богатые возможности для сокрытия преступления, а также для снижения риска быть обвиненными в организованном характере преступлений, за которые полагаются самые тяжелые виды наказаний. Как уже указывалось, чтобы максимально минимизировать риск, участники кражи автомобилей идут на разделение труда.

За вскрытие автомобиля, если он не начал движение, а значит не был угнан, берутся специалисты, владеющие техникой блокировки сигнализации и бесшумного щадящего взлома замков. Возможен вариант, когда за это возьмется специалист, оснащенный устройством, считывающим управляющий и идентификационный сигнал (так называемый кодграббер), с помощью которого считывается код охранной сигнализации. Но самый быстрый и бесшумный вариант, когда к операции будет привлечен профессиональный вор-карманник, способный не только ловко вытащить ключи, но и права вместе с документами на машину. Сценариев, которые разыгрываются такой командой, может быть несколько, причем психологически они все, как правило, выверены и тщательно отработаны.

Сам угон может быть поручен тем, кому, если их поймают, будет грозить самое малое наказание, а это молодые люди, не достигшие 18 лет, да еще крепкие пенсионеры. Услуги подобных угонщиков стоят совсем недорого. Ведь им предстоит всего-навсего проехать некоторое расстояние, после чего оставить угнанный автомобиль в месте, которое ему укажут. Оттуда, убедившись, что отсутствует слежка, угнанный автомобиль заберут совсем другие люди. Возможно, что у них уже будут заготовлены регистрационные знаки, с которыми их движение по дорогам будет почти беспроблемным.

За перебивку номеров двигателя и кузова, его перекраску возьмется тот, кто может это делать вдали от любопытных глаз. И сделав свою часть работы, он точно не оставит у себя этот автомобиль. Перегонять будут те, кого снабдят «чистыми документами» и «свежими» регистрационными знаками, снятыми с другого автомобиля перед самым угоном либо полученными взамен «утраченных». Можно предположить, что каждый такой шаг будет тщательно продуман.

Нельзя исключить, что следователь будет рассматривать как версию возможность имитации заявителем кражи принадлежащего ему автомобиля, например, для получения страховой премии, сокрытия тяжкого преступления или по другим причинам. Такое также случается. Причем к этой операции, для большей достоверности, могут быть привлечены все те же специалисты по угонам.

Следует отметить, что по мере повышения рисков, связанных с осуществлением угонов транспортных средств, часть профессиональных угонщиков, особенно продвинутых в сфере финансов, освоила новый «бизнес», а именно — имитацию ДТП с целью получения страховых выплат. Данный вид мошенничества оказался настолько доходным и безопасным, что страховые компании в один голос стали заявлять об убыточности не только ОСАГО, но и КАСКО. Что следует предпринять для активного противодействия подобным видам мошенничества – тема для отдельного изучения.

Определенной интерес представляет криминологическая характеристика правонарушителей, угоняющих или похищающих автомобили граждан, составленная воронежским и краснодарским исследователями Р.В. Колесниковым и А.Н. Ильяшенко[9]. В соответствии с ней, среди угонщиков обнаруживаются преимущественно мужчины в возрасте от 14 до 29 лет, без высшего образования. Примерно половина угонщиков является безработными, а остальные либо учатся, либо являются наемными работниками. Примечательно, что в момент совершения (содействия совершению) кражи автомобиля некоторые из преступников находятся на государственной либо муниципальной службе. Вообще кражи совершаются преимущественно в составе группы лиц и по предварительному сговору, что обусловлено материальными характеристиками транспортного средства, громоздкого и хорошо охраняемого. Криминалисты и психологи безоговорочно сходятся во мнении относительно мотивов вышеперечисленных преступлений, определяя их как корысть, то есть прямую жажду личного обогащения.

По данным, приведенным С.Л. Пановым, большинство автомобильных краж свершается правонарушителями неподалеку от места их проживания[10]. Число таких правонарушений в соответствии с приводимыми им данными достигает 95% от всех фактов незаконного завладения чужими автомобилями. Довольно часто, а именно в 18% случаев, подобные правонарушения совершаются лицами, находящимися в алкогольном или наркотическом опьянении, и преимущественно из хулиганских побуждений.

 

Страховка от кражи

Статистика о значительном числе угоняемых автомобилей заставляет страховщиков устанавливать стоимость их страхования от краж на предельно высоком уровне. А потому автомобили страхуются от краж главным образом при покупке их в кредит, так как банки выдают кредиты лишь при условии такого страхования.

Что происходит, когда застрахованный от кражи автомобиль украли? Понятно, что владелец сразу же обратился в страховую компанию в надежде получить возмещение. Но вот через какое-то время, которое может быть довольно продолжительным, автомобиль был найден. Но в каком состоянии? Основательно покореженным, с царапинами, вмятинам и испачканным салоном. А так как юридически факта кражи, после того как автомобиль вернули, не было, то страховая премия за кражу не полагается, ведь автомобиль возвращен. Правда, у владельца автомобиля имеется шанс получить от страховой компании деньги на восстановление автомобиля. Но это произойдет только в случае, если он получит в полиции справку, подтверждающую факт порчи автомобиля, хотя и здесь могут возникнуть непредвиденные препятствия. В общем, сплошные неприятности.

Имеется еще одна проблема, связанная со страхованием автомобиля, о которой следует сказать. Вызвана она вселенским коллапсом, регулярно происходящем на забитых парковках в жилых кварталах: автомобили на них подобны кильке, уложенной в консервную банку. Естественно, что автомобиль, стоящий у дома, легко поцарапать или даже помять. Без справки от инспектора ГИБДД страховая компания откажется компенсировать нанесенный урон, так что приходится вызывать инспектора ГИБДД, у которого на всякие «пустяки» времени просто нет. Поэтому предстоят часы ожидания, и не дай Бог, если эта неприятность произойдет в «день жестянщика» с массовыми дорожно-транспортными происшествиями (ДТП) по всему городу. Шансы получить заветную справку от инспектора ГИБДД в этом случае минимальные. Если инспектор будет добрым и с пониманием, за которое следует отблагодарить, отнесется к страданиям владельца автомобиля, то эту справка он оформит на месте, что формально не полагается делать. В ином случае потерпевшему придется отправляться в отдел ГИБДД и выстоять там немалую очередь.

 

Средства и способы обеспечения безопасности автомобилей

Противоугонные системы

Противоугонная система устанавливается в автомобиль, чтобы не позволить посторонним лицам завладеть им. Перечень основных компонентов современной противоугонной системы включает:

  • автономную аварийную сирену, подключенную к бортовой сети, срабатывающую в случае проникновения в автомобиль и попытке его угона;
  • систему секретных блокировок, которые при тревоге не позволяют завести двигатель посредством ограничения подачи электроэнергии или топлива;
  • комплекс датчиков на дверях, капоте двигателя и крышке багажника, а также датчиков удара и движения;
  • центральный блок сигнализации, управляющий системой охранного комплекса.

В комплект противоугонной системы входит брелок дистанционного управления сигнализацией и центральным замком, а иногда двигателем.

Охранная система автомобиля необходима прежде всего для того, чтобы привлечь внимание его владельца и окружающих, а также помешать вскрыть и угнать автомобиль. Получив тревожный сигнал, владелец автомобиля вынужден будет лично что-то предпринять для предотвратить его угон, вплоть до физического контакта с угонщиками. А это может быть опасно.

Если же угонщику не мешает внимание посторонних лиц и у него имеется достаточно времени, то рано или поздно он сможет отключить охранную систему и завладеть автомобилем. Установка на автомобиль охранной системы с геолокационным оборудованием позволит в случае угона отследить передвижение и определить место его расположения. В результате у полиции появится неплохой шанс найти и задержать угонщика.

Вне зависимости от того, насколько совершенна противоугонная система автомобиля, сам факт ее установки значительно снижает интерес к нему угонщиков. Дело в том, что большинство угонщиков не обладают практическими навыками и не имеют набора специальных технических средств для отключения современных противоугонных систем, а потому выбирают автомобили либо без охранной сигнализации, либо если ее легко отключить.

 

Камеры видеонаблюдения и единые системы видеонаблюдения

Камеры видеонаблюдения могут способствовать раскрытию преступлений, связанных с угонами автомобилей, в случае если полученную с их помощью запись совершения правонарушения удалось оперативно передать полиции. Камеры видеонаблюдения могут устанавливаться товариществами собственников жилья и жилищными кооперативами, а также отдельными жителями. Если в доме имеются консьержи, то монитор, на который с видеокамер передается изображение, чаще всего находится в их помещении.

Камеры видеонаблюдения могут устанавливаться в торговых организациях, организациях сферы услуг, финансовых учреждениях и других организациях. Мониторы, на которые выводятся изображения с этих камер, обычно устанавливаются либо в пункте охраны, либо в диспетчерском пункте, в котором ведется наблюдение за торговым залом, кассами, входом и выходом из помещения. Часть камер может быть предназначена для наблюдения за местом парковки автомобилей перед зданием организации.

Чтобы запись эпизода с угоном автомобиля могла быть использована для раскрытия преступления, она, во-первых, должна попасть к следователю, а во-вторых, соответствовать требованиям, предъявляемым к вещественным доказательствам такого вида. Отслеживание регистрационного знака угнанного автомобиля по записям, полученным с камер видеонаблюдения, установленных на улицах и трассах, может быть полезно, чтобы определить направление, в котором перегонялся угнанный автомобиль.

Если же угонщик знает расположение камер видеонаблюдения, он заранее может так выстроить маршрут, чтобы не попасть в зоны их обзора. Он может прибегнуть к камуфляжу, чтобы скрыть свое лицо, прикрыть регистрационный знак автомобиля, наляпав на него грязи и снега, да мало ли еще чего придумать, чтобы сбить со следа. Все это способно основательно уменьшить полезность записей с камер видеонаблюдения для оперативно-следственной работы.

Значительным шагом вперед по повышению уровня безопасности городской среды, а также автомобилей как имущества граждан является появление в регионах и крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, единых систем видеонаблюдения. Они состоят из:

  • камер видеонаблюдения, которые могут быть разного типа, например обзорные камеры, и, как правило, имеют высокий уровень разрешения;
  • оптико-волоконной сети передачи информации с камер видеонаблюдения для ее хранения и обработки;
  • сервера, на который передается информация с камер видеонаблюдения, где информация хранится, обрабатывается и откуда выдается по запросам;
  • программ, обеспечивающих автоматизированное функционирование системы видеонаблюдения.

Наиболее сложным, требующим больших затрат труда высококвалифицированных специалистов, а потому дорогостоящим компонентом единых систем видеонаблюдения является ее программное обеспечение (интерфейсы, базы данных и пр.), в том числе обеспечивающее информационную безопасность всей системы.

Единые системы видеонаблюдения предназначены для осуществления видеонаблюдения:

  • в местах массового скопления людей, у стадионов, концертных залов, станций метрополитена. Там, как правило, устанавливаются обзорные камеры, позволяющие выявлять ситуации возможных правонарушений;
  • в жилых кварталах, в местах парковки автомобилей, на входах в подъезды, кабинах лифтов. Здесь используются камеры попроще, и ее основная задача – профилактика правонарушений.

Существующие единые системы видеонаблюдения позволяют получить информацию об угонах транспортных средств при ведении следственных действий по факту уже совершенного правонарушения. Возможен вариант, когда у монитора, на который поступает изображение с камер видеонаблюдения, сидит оператор, что обычно практикуется для наблюдения за местами скоплений людей. Информация в системах видеонаблюдения в связи с ее большим объемом хранится ограниченное время, как правило, не более семи дней. Доступ к информации в системе видеонаблюдения осуществляется по запросу правоохранительных органов и иных органов власти, а также адвокатов.

Следует отметить, что камеры систем видеонаблюдения не предназначены для автоматического определения государственных регистрационных знаков транспортных средств. Тем не менее установка камер видеонаблюдения на местах парковки автомобилей способствует снижению риска угона автомобилей: правонарушители побоятся красть автомобиль при виде таких камер. Однако если кражей дорого автомобиля занимается хорошо оснащенная профессиональная группа, то наличие камер видеонаблюдения не станет для их действий серьезным препятствием. Часто обзору камер видеонаблюдения препятствуют листва деревьев, да и угонщикам достаточно скрыть лица капюшонами или предварительно вывести камеры из строя, что правда хлопотно, так как они, как правило, установлены на высоте 5-6 метров.

В Москве и Санкт-Петербурге установка и поддержание в рабочем состоянии комплекса периферийных технических средств единых городских систем видеонаблюдения осуществляется с использованием так называемой «сервисной модели» на основе контрактов, предусматривающих закупку администрацией города информации, получаемой с камер видеонаблюдения и предаваемой на серверы для аналитической обработки и хранения. Сами же камеры устанавливаются и эксплуатируются организацией-исполнителем в местах, оговоренных в контракте, и, согласно контракту, являются собственностью организации-исполнителя. Чтобы затраты по установке камер видеонаблюдения, которые несет организация-исполнитель, можно было компенсировать и получить планируемую прибыль, контракт заключается сроком на три года. Данный срок определен прежде всего ресурсом этих камер: периодом их физического и морального износа.

 

Охраняемые стоянки и гаражи

Охраняемые платные стоянки существуют в виде площадок, огороженных металлическими заборами, с одним въездом, у которого находится небольшое помещение в виде высокой будки с круглосуточно дежурящим охранником. Вход может быть перегорожен шлагбаумом и системой автоматического контроля проезда, но это далеко не везде. Охраняемые платные стоянки принадлежат коммерческим организациям, которые предоставляют владельцам автомобилей платные услуги по размещению автомобилей в течение определенного времени (месяц, сутки, часы). Они создаются на территориях, арендуемых на определенный срок у города, чаще всего предназначенных для дальнейшего развития города, в том числе потенциально пригодных для создания рекреационных зон.

К охраняемым платным стоянкам могут быть отнесены многоэтажные гаражи, в которых стояночное место арендуется либо находится в собственности владельца автомобиля. К ним можно отнести также стоянки в нулевых этажах многоквартирных домов, либо на огороженной территории, являющейся общедолевой собственностью владельцев квартир. Подобные стоянки часто оборудуются системами автоматического контроля проезда. Роль охранников могут выполнять консьержи, круглосуточно дежурящие в доме, в помещении которых часто устанавливают мониторы видеонаблюдения.

На стоянках автомобилей под торговыми центрами либо на многоэтажных стоянках, где покупатели могут оставлять свои автомобили, устанавливаются системы контроля въезда и выезда со шлагбаумами. На первый взгляд данные системы препятствуют угону автомобилей, но полностью исключить его они неспособны.

Серьезно снижает риск угона автомобиля его содержание в гаражном кооперативе: въезд на территорию кооператива, как правило, контролируется дежурным, сам гараж закрывается на основательные замки.

Следует отметить, что юридически при угоне автомобиля с охраняемой стоянки либо из гаражного кооператива организация, содержащая охраняемую стоянку, ответственность не несет. В этом случае следователя будет интересовать только возможность сговора между угонщиком и дежурным охранником.

При содержании автомобиля на охраняемых стоянках риск, что автомобиль может быть угнан, заметно снижается. Однако он все же присутствует. Во всяком случае, если за угон берутся надлежащим образом оснащенные и подготовленные профессионалы, то им не потребуется особых усилий для того, чтобы автомобиль мог покинуть охраняемую зону.

 

Действия правоохранительных органов при угоне автомобилей

Обеспечение безопасности транспортного имущества граждан является одной из задач МВД. Это, несомненно, важная задача, но далеко не основная в общем перечне решаемых им задач, особенно учитывая ограниченную численность его сотрудников.

Что касается ГИБДД, входящего в состав МВД, то его основной задачей является обеспечение безопасности дорожного движения. Решая эту задачу, сотрудники ГИБДД должны следить за соблюдением водителями правил дорожного движения, организовывать дорожное движение для создания условий его безопасности. Существующий уровень дорожно-транспортных происшествий, в которых гибнут и калечатся люди, в целом по стране и в Санкт-Петербурге в частности, все еще неприемлемо высок. А потому обеспечение безопасности транспортного имущества зачастую воспринимается как нечто, косвенно связанное с основной задачей ГИБДД.

После того как сведения об угнанном автомобиле оказались в списке автомобилей, находящихся в розыске, появляется шанс, что инспектора ГИБДД заметят его и остановят. Но пока он попадет в этот список, пройдет некоторое время, к тому же шанс найти угнанный автомобиль в громадном потоке автомобилей крайне мал.

Наибольшие шансы имеют экипажи из инспекторов ГИБДД, оснащенные камерами фотовидеофиксации. Но их в громадном городе совсем немного. Да и текущих дел по фиксации автомобилей, нарушивших правила парковки, допустивших иные нарушения, у них хватает. Так что найти угнанный автомобиль для них – это дело случая.

В качестве замечания. Навряд ли можно в полной мере можно отнести к обеспечению безопасности автомобилей действия инспекторов ГИБДД по принудительной эвакуации автомобилей на штрафстоянки. Предложенный выше способ информирования водителей о нарушении правил парковки, по нашему мнению, больше бы предоставил возможности инспекторам ГИБДД заниматься собственно обеспечением безопасности дорожного движения.

Число угонов автомобилей за один день в несколько раз превышает реальные возможности по ведению оперативно-следственных действий следователей полиции, занимающихся угонами автомобилей. Поэтому осуществлять полноценный поиск одного угнанного автомобиля для них сложно, тем более что дела по угонам автомобилей часто попадают к ним с большой задержкой. Это является одной из причин низкого уровня раскрываемости преступлений, связанных с угонами и кражами автомобилей.

Возможно, что экипажи сотрудников отделов полиции, патрулирующие территорию, получив ориентировку на угнанную машину, будут вглядываться, чтобы заметить ее среди сотен других припаркованных автомобилей. Шанс, что угнанный автомобиль будет все же найден, крайне мал.

Как видим, ситуация с безопасностью транспортных средств, мало сказать, непростая. Стоит ли тогда ждать предложений по решению этой проблемы от сотрудников правоохранительных органов? Несомненно, стоит. Там служит много умных и достойных уважения профессионалов. Есть одно «но». Предложения, которые поступали от сотрудников правоохранительных органов о возможности использования ресурсов аппаратно-программных комплексов в целях обеспечения правопорядка, в том числе в связи с проблемой угона автомобилей, сводились в основном к одному: необходимо, чтобы было побольше видеокамер, и они бы стояли там, где чаще всего случаются правонарушения. Да еще предлагается создание единой базы данных угнанных автомобилей, и чтобы камеры фотовидеофиксации распознавали по регистрационным знакам автомобили, числящиеся в угоне. Со всем этим трудно не согласиться. Однако эти предложения позволяют использовать лишь небольшую часть ресурса современных аппаратно-программных комплексов, лежащих в основе новой цифровой культуры.

Серьезную проблему для правоохранительных органов представляют организованные преступные группы, занимающиеся кражей автомобилей. Помимо лиц, осуществляющих угон автомобилей, в такие группы могут входить лица, занимающиеся наводкой на автомобили, которые предстоит угнать. До этого потребуется подобрать заказчика на определенную марку и модель автомобиля, с которым надо будет поддерживать связь. Нередко подобный заказчик находится в другом городе, регионе и даже в другом государстве, куда после угона и перегоняют похищенное транспортное средство. А этим могут заниматься совсем другие лица, в том числе специализирующиеся на осуществлении слежки за автомобилем и его хозяином. Иначе говоря, сам угон автомобиля – это всего на всего один из элементов разветвленной деятельности, а потому, если решать задачу по существенному снижению преступности, связной с похищением такого дорогого имущества, как автомобиль, нельзя ограничиваться только «охотой» на людей, совершающих угон.

Для раскрытия и пресечения деятельности такого рода криминальных групп необходимы, чтобы правоохранительные органы получили возможность использовать данные, получаемые с помощью технических средств, позволяющих контролировать передвижение транспортных средств, передвигающихся в жилых кварталах, въезжающих и выезжающих из гаражных кооперативов, предприятий, занимающиеся ремонтом автомобилей, платных охраняемых стоянок.

Комплексный подход по устранению угроз, исходящих от деятельности организованных преступных групп, занимающихся похищением автомобилей должен обеспечивать:

  • выявление лиц, предоставляющих угонщикам автомобилей сведения по автомобилям, на хищение которых имеется заказ, а также содействующих сокрытию сведений, касающихся их деятельности;
  • выявление лиц, изготовляющих самостоятельно либо обеспечивающих приобретение специальных технических средств, используемых при угоне и краже автомобилей, а также продавцов и прочих лиц, вовлеченных в поставку такого оборудования;
  • выявление лиц, занимающихся хранением, перекраской машин, перебивкой номеров на корпусах и двигателях автомашин, их разборки на узлы и детали, а также мест, где все это выполняется;
  • отработку порядка взаимодействия государственных органов в проведении профилактических мер, оперативно реагирующих на появление сигналов о совершении угона автомобилей, а также при проведении расследований правонарушений, связанных с угоном либо попытками угона автомобилей.

Есть еще один, на первый взгляд, не очень серьезный вопрос. Это брошенные машины-мертвяки, о которых уже говорилось выше. Они бывают двух типов: с регистрационными знаками и без них. Если они имеются, значит можно определить, кто владелец машины, если их нет – значит она бесхозная. За каждой такой машиной может тянуться ряд проблем.

В деле упреждения угонов автомобилей можно было бы рассчитывать на опорные пункты полиции с участковыми инспекторами, основной задачей которых является профилактика правонарушений, совершаемых в жилых кварталах. Это, как правило, вполне компетентные люди в чине не ниже капитана, получившие юридическое образование. Но опорные пункты оснащены крайне слабо, да и самих участковых инспекторов явно недостаточно, а численность автомобилей увеличилась в разы. В кварталах же, застроенных новыми домами, в большинстве случаев помещений для опорных пунктов совсем не предусмотрело. И это упрек городским властям, которым следовало бы больше уделять внимания оказанию помощи и поддержке деятельности правоохранительных органов.

Немного о техосмотре

То, что на дорогах передвигается большое количество автомобилей, не отвечающих требования безопасности, многие из которых еще к тому же нещадно дымят, известно буквально всем, в том числе инспекторам ГИБДД и чиновникам всех уровней.

Еще недавно контролем за техническим состоянием автомобилей на основании «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»[11] занимались инспектора ГИБДД. Чтобы механизировать их работу, закупили несколько заграничных систем диагностики состояния автомобилей на его соответствие техническим требованиям, предъявляемым к техническим средствам. Инспектора ГИБДД посадили в соседнем помещении, чтобы он оформлял талончики о прохождении техосмотров. Однако после того, как на ведомство обрушилось очередное сокращение численности сотрудников, работу по техническому осмотру с ГИБДД сняли и решили, что более всего в хорошем техническом состоянии автомобилей должны быть заинтересованы страховщики, поскольку это сможет снизить риски увеличения числа страховых выплат. Те, понимая, что возражать бессмысленно, с этим согласились.

Но этот проект полностью провалился. Страховщики – это финансисты, доходы которых зависят от размера страховых выплат. И это для них главное. А что будет потом, их не волнует, так как при необходимости оформлять выплату страховых премий они научились, будучи одновременно и юристами, основательно ограничивать аппетиты владельцев, застраховавших у них свои автомобили.

В итоге возникла ситуация, когда закупленные системы диагностики технического состояния автомобилей простаивают, страховщики, ушлые ребята, быстро договорились с владельцами этих систем о том, что за приемлемую мзду те будут выдавать диагностические карты установленного образца с отметками об удачном прохождении автомобилями техосмотров. Все довольны, страховщики получают свое по ОСАГО, диагносты имеют доход за фиктивный техосмотр, и водители также довольны, не надо заморачиваться и тратить время на техосмотр, рискуя, что на нем могут и завернуть твой автомобиль. Ситуация с массой аварийноопасных транспортных средств на дорогах стала буквально критической, не говоря уже об удушении экологии от чадящих автомобилей.

Чтобы как-то изменить эту в своей основе коррупционную ситуацию, чиновники решили идти по давно проторенному пути. Теперь диагностические карты техосмотра будут изготовляться с повышенным уровнем защиты, почти с таким же, как у бумажных денежных знаков или облигаций. Что ж, это опять-таки неплохая выгода для тех, кто будет изготавливать такие ультразащищенные карты. Пожелают ли они поделиться заказчиками с «неба» свалившимися доходами – вопрос риторический.

Выход из создавшегося положения может быть простым. За техническое состояние автомобиля должен нести ответственность тот, кто проводит его техническое обслуживание. В этой сфере сложилась странная ситуация. Ни одна станция техобслуживания, даже имеющая сертификат от автостроительных фирм с мировым именем, после того как провела обслуживание машины в полном объеме и сделала соответствующую запись в книжке техобслуживания, заверив ее печатью, не вправе оформить диагностическую карту техосмотра. Если клиент попросит эту карту оформить, станция вынуждена поступать так же, как это делают страховщики, то есть ее купить.

Все это чиновники разных заинтересованных ведомств, в полномочия которых входит осуществление государственного контроля за работой организаций, выполняющих обязательный техосмотр, прекрасно знают и ничего не предпринимают. То ли у них сил для этого не хватает, то ли еще почему? Можно только догадываться.

Если предоставить станциям технического обслуживания, а точнее обязать их при проведении технического обслуживания автомобиля осуществлять его технический осмотр – правда, странно это как-то звучит, будто обслуживать можно без осмотра, – то все встанет на свои места. Автомеханики будут осматривать и обслуживать, страховщики заниматься страхованием. Останутся без дела только ушлые ребята, якобы выполняющие с немалой выгодой для себя некие техосмотры, зарабатывающие на торговле липовыми бумажками, а на деле занимающиеся подлогом. Что касается гаражных мастеров по ремонту автомобилей, то работы для них останется предостаточно. Но вот выполнять техобслуживание они не смогут, если, конечно, станции техобслуживания не согласятся в убыток себе выполнять техосмотр неведомо кем отремонтированных автомобилей.

Автомобили становятся все более и более сложными. Их техническое обслуживание требует высокой квалификации. Для их безопасности необходимо, чтобы они регулярно проходили техническое обслуживание, качество которого должно быть подтверждено выполнением операций, предписанных регламентом техосмотра. Это должно гарантировать безопасность автомобиля. Для этого станции технического обслуживания должны будут получить лицензию, в том числе на проведение техосмотров.

Справедливо ли это? Несомненно, справедливо. Уж очень высокую цену приходится платить стране в виде граждан, погибших и искалеченных в ДТП на ее дорогах, немалое число которых происходит в том числе по причине аварийного состояния автомобилей. Это отличная тема для «зеленых», озабоченных экологическим состоянием окружающей среды. Ведь если убрать с дорог автомобили с неисправными двигателями, воздух в городах станет заметно чище.

[1] Уголовный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 1 июня 2017 г.

[2] Рост автопарка в России за последние 10 лет – 51%: АВТОСТАТ Аналитическое агентство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.autostat.ru/infographics/26425/. (Дата обращения 11.11.2017).

[3] Постановление Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 143-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 сентября 2011 г. № 408-ПП «Об утверждении Государственной программы города Москвы “Развитие транспортной системы” на 2012- 2016 годы и на перспективу до 2020 года».

[4] ТОП-10 регионов по угонам автомобилей: АВТОСТАТ Аналитическое агентство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.autostat.ru/infographics/20720/. (Дата обращения 11.11.2017).

[5] Олег Нилов об отчете Георгия Полтавченко перед Законодательным Собранием Санкт-Петербурга: официальный сайт партии Справедливая Россия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.spravedlivo.ru/5_68292.html. (Дата обращения 11.11.2017).

[6] Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22 мая 2013 г. N 353. Программа «Безопасный город. Комплексные меры по профилактике правонарушений в Санкт-Петербурге» на 2013-2016 годы.

[7] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2015 г. N 7-п. «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта «а» части второй статьи 166 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Кряжева».

[8] Панов С.Л. Типологизация лиц, совершающих неправомерное завладение автотранспортом / С. Л. Панов // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2008. — № 2. — С. 51-53.

[9] Колесников Р.В., Ильяшенко А.Н Криминологическая характеристика лиц, совершающих угоны и хищения транспортных средств // Вестник воронежского института МВД России. Воронеж. 2010. № 2. С. 38-46.

[10] Панов С.Л. Типологизация лиц, совершающих неправомерное завладение автотранспортом / С. Л. Панов // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2008. — № 2. — С. 51-53.

[11] Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090.

Поделиться

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *