12 марта в онлайн формате прошёл круглый стол «Молодёжь в современном обществе: основные векторы и перспективы социализации»
12 марта 2021 г. в онлайн-формате на базе Центра социальных технологий и прикладных исследований «СФЕРА» состоялся круглый стол «Молодёжь в современном обществе: основные векторы и перспективы социализации».
Целью семинара являлось определение факторов социализации современной молодёжи и выявление проблем, препятствующих данному процессу.
В числе спикеров выступили доктора и кандидаты наук по социологии и философии, представители исследовательских обществ, а также некоммерческих организаций Санкт-Петербурга и Москвы, которые занимаются вопросами социализации молодежи. Среди слушателей семинара — специалисты по работе с молодежью, социальные педагоги и преподаватели, представители различных субъектов РФ: Московской области, Новосибирска, Воронежской области, Удмуртской республики, Красноярского края, Кемеровской области, Краснодарского края, Ямало-ненецкого автономного округа и многих других регионов.
Открывая данный семинар, генеральный директор ООО Центр социальных технологий и прикладных исследований «СФЕРА» Сердюков Борис Владимирович, отметил ключевые вопросы, без понимания которых невозможно говорить об эффективных социальных технологиях в молодежной сфере: как протекает социализация современной молодежи, какие перспективы и риски несут новые молодежные течения, и как с этим можно работать; а также, куда устремлено молодое поколение, какие цели перед собой ставит и чем руководствуется в их достижении.
Мероприятие носило научно-практический характер, основной его целью являлся обмен актуальной информацией о молодежной среде, необходимой для практического применения и профессионального роста.
Директор центра социологических исследований Северо-западного института управления, Клюев Анатолий Владимирович, начал свой доклад о традиционных ценностях в сфере социализации молодежи с введения на тему социализации личности и этапов ее процесса. Он обратил внимание слушателей на то, что процесс социализации в настоящее время определяется новыми условиями: увеличение средней продолжительности жизни, расширение границ молодежного возраста до 35 лет, и, соответственно, появление разновозрастных молодежных групп, разница в усвоении которыми ценностей значительна. В связи с этим, традиционные поколенческие подходы устаревают и претерпевают изменения. Модели поведения также серьезно меняются. Если ранее семья задавала поведенческие ценности и установки, то в настоящее время расширено потоковое информационное воздействие на сознание молодежи. Традиционные подходы и базовые основы, служившие ранее ориентирами, уже не являются примером воспитания. Но это не уменьшает роль образовательного процесса, государственной политики и образования. Докладчик представил презентацию «Ценностные ориентации и социальные позиции учащейся молодежи Ленинградской области», посвященную анализу ценностей и мотивов, являющихся определяющими для обучающихся. В ходе исследования было опрошено 602 школьника и около 600 учащихся в учреждениях среднего профессионального образования. Профессор огласил крайне любопытные результаты опросов относительно мотивационной составляющей и стимулирующих факторов в системе образования, отношения учащихся к общественной жизни, их рейтингов и антирейтингов значимых жизненных ценностей, а также планов после окончания школы. Также Анатолий Владимирович поднял актуальную тему патриотизма как важного аспекта социализации молодого поколения. Он отметил, что, по результатам исследования, уровень местного патриотизма достаточно невысок. Также интересен тот факт, что две трети школьников и половина студентов намерены в будущем переехать в другую страну. При этом они затрудняются ответить на вопрос, какую профессиональную деятельность планируют вести в другой стране. Этот показатель требует усиления патриотической работы. Эксперт обратил внимание на то, что по результатам опросов, многие учащиеся «абстрактно» патриотичны: они утверждают, что любят страну и гордятся ей, но не готовы показать патриотизм на практике – например, пойти в армию и служить Родине. Ценность патриотизма у разных поколений молодежи сильно отличается.
Крупец Яна Николаевна, представляющая Центр молодёжных исследований НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, поделилась своей презентацией на тему практик неформального обучения крафту (ручному производству) современной молодежи. Среди глобальных трендов повседневной жизни, определяющих возможности и перспективы развития молодежи, она назвала серьезные изменения в сфере досуга, работы, потребления и обучения. Меняется рынок труда, появляются новые формы занятости, эта сфера становится гибкой, но нестабильной. Ранее работа и досуг были четко разграничены, теперь их разделение стирается. Также среди молодежи наблюдается антиконсьюмеристское поведение. Появляется такой феномен, как просьюмеризм (production+consuming) – современная молодежь хочет не только потреблять, но и создавать. Активно развиваются альтернативные образовательные форматы: онлайн-курсы, мастер-классы, самообучение, практика “life long learning”, взаимообучение. Интересен феномен массового интенсивного развития крафтовой экономики в современном городе за последние пять лет. В своем проекте «Новые мастера и новые ученики в крафтовой экономике: просьюмеризм как феномен молодежной повседневной культуры» Яна Николаевна сфокусировалась на преподавателях в сфере крафта от 18 до 35 лет. В этом качественном исследовании рассматриваются такие важные факторы, как мотивация обучения молодежи крафту, характеристики, привлекающие молодежь в процессе обучения крафту, возможности дальнейшей профессионализации. Подводя итоги, эксперт подчеркнула значимость альтернативного несистемного образования. Несмотря на то, что это обучение неформальное, не являющееся заменой профессионального образования, оно дает молодежи много дополнительных навыков, которые могут оказаться востребованы в жизни.
Ткаченко Руслан Анатольевич, член экспертного совета по работе с подростками при Синодальном отделе по делам молодёжи, развил в своем выступлении тему роли пространства и территории для молодежи. Он начал свой доклад с истории появления терминов «детство» и «молодежь». Руслан Анатольевич отметил, что ранее большая часть жизни людей разных возрастных групп протекала на улице. Выходя из семьи, подростки социализировались и проявляли себя и свою волю в маленьком уличном коллективе (пустыри, гаражи и т.д.). Происходила непрерывная передача культурных кодов. Также, в советские времени существовали юношеские клубы и дома пионеров, которые можно было посещать без участия родителей. Теперь же нет пространства для свободного общения молодежи, нет места для их самореализации, генерации воли. Последствия этого для молодого поколения разрушительны: человек становится инфантильным либо деструктивным элементом, проявляет суицидальные наклонности, протестный потенциал. Пространства, доступные подросткам, сейчас коммерциализированы. Дети постоянно сидят в гаджетах. В связи с этим, процесс социализации ушел в цифровой мир.
Платонов Константин Аркадьевич, специалист центра социологических и интернет-исследований СПбГУ, представил результаты двухлетнего проекта «Социологический анализ протестного потенциала студентов». В ходе исследования были проведены: опрос (в котором принимали участие 1249 студентов), экспертное интервью, анализ онлайн-СМИ и другие методы комплексного анализа. Ключевые цифры показали, что 19,7% студентов интересуются политикой, 4,6% участвуют в деятельности протестных движений, 9,3% участвуют в молодежных организациях. Он представил математическую регрессионную модель для предсказания протестного потенциала с достоверностью 75% при помощи 8 переменных (психологические установки, агрессивность, интерес к политике, поддержка партии Президента и другие). Касаясь темы онлайн-методов работы по выявлению студенческих протестов и молодежных протестных движений, эксперт отметил большие трудности в поиске источников достоверной информации на эту тему. Он выразил надежду на перспективу дальнейших исследований в этой области и пригласил всех желающих к сотрудничеству.
Последний из выступающих, начальник отдела прикладных исследований ООО «ЦСТ «СФЕРА» Приморозько Ярослав Алексеевич, рассказал о рисках социализации современных подростков. Он отметил, что подростки — это специфическая социальная группа, с одной стороны, наследующая и корректирующая опыт предыдущих поколений, с другой — определяющая нашу с вами жизнь. Работа с молодежью имеет две ключевые цели: помощь в социализации обычных подростков и ресоциализация подростков, демонстрирующих девиантное поведение. Есть большое количество субъектов и исследований в этой сфере, но при этом очень много АНО и НКО. Это говорит о необходимости усиления роли государства в работе с молодежью. Вторая проблема – ориентир, в основном, на благополучную молодежь. При этом риски у благополучных и неблагополучных подростков одни и те же: употребление психоактивных веществ, суицидальная направленность, дефицит досугового пространства, протестный потенциал. Подростки находятся в одной среде, и то, что коснулось одной группы (риска), может коснуться и другой. Резюмируя, Ярослав Алексеевич подчеркнул важность определения и переосмысления рамок понятия «группа риска» для дальнейшей структуризации и устранения недочетов сферы работы с молодежью.
В ходе обсуждений эксперты согласились, что крафтовые пространства являются комфортным и самобытным вариантом проведения досуга для молодежи, при этом важно создание не столько системного образования в этой сфере (подобно школам искусств), а стихийного – к примеру, креативных клубов. Говоря о тенденциях протестного потенциала, докладчики не пришли к общему мнению – некоторые в своих исследованиях показали его стабильно низкий уровень, другие же заявили о высоких рисках протестов среди молодежи в связи с нереализованностью их гражданской позиции.
Подводя итоги семинара, можно подчеркнуть, что в нашем активно изменяющемся обществе явно присутствует кризис общественного разделения труда и спад авторитета традиционных образовательных маршрутов. В связи с этим, обостряется интерес молодого поколения к новым стратегиям социализации, в том числе, через такие инновационные практики, как крафт. Создаются новые области взаимодействия, которые часто выпадают из поля зрения специалистов в сфере работы с молодежью. Из докладов приглашенных экспертов можно сделать вывод, что городское пространство является недружелюбным по отношению к подросткам. Для реализации государственной программы на тему социализации молодежи необходим системный подход и подробное рассмотрение всех компонентов этой проблемы, в том числе, юридического, территориального (изменения в градостроительной политике), гендерного, возрастного (снижение возрастного ценза трудных подростков с 14 до 12 лет) и других.
Данный семинар будет интересен и полезен специалистам по работе с молодёжью, представителям общественных организаций, а также преподавателям и исследователям, занимающимся изучением данной тематики.
Добавить комментарий