Семинар «Суицидальные тенденции в подростково-молодёжной среде: природа происхождения и методы профилактики»
23 июля 2021 г. Центром социальных технологий и прикладных исследований «СФЕРА» при участии Института социальной поддержки и защиты материнства, детства, семьи был организован и проведен в онлайн-формате семинар «Суицидальные тенденции в подростково-молодёжной среде: природа происхождения и методы профилактики». Семинар проводился с целью актуализации знаний участников семинара о современных тенденциях в области суицидального поведения среди подростков, основных методиках по выявлению и профилактической работе с несовершеннолетними, склонными к совершению суицида. В мероприятии приняли участие специалисты по работе с молодёжью, методисты, социальные педагоги и преподаватели общеобразовательных учреждений, а также представители общественных организаций.
Открыл семинар руководитель компаний-организаторов (ООО «ЦСТ «СФЕРА», АНО «ИМДС»), социолог-исследователь Сердюков Борис Владимирович. В своём приветственном слове Борис Владимирович уточнил, что данный семинар является частью цикла мероприятий, посвященных подростковой социализации. Он отметил актуальность темы семинара, приведя печальную статистику подростковых суицидов последних лет. Борис Владимирович наметил следующие важные вопросы для рассмотрения: какую роль в профилактике подростковых суицидов играют работники социальной сферы, что лежит в основе подростковых самоубийств, как распознать предвестники суицидального поведения у подростка, какого алгоритма придерживаться при столкновении с ситуацией самоубийства, а также, как отличить суицидальный контент в Интернете и препятствовать его распространению.
Далее, выдающийся учёный и автор множества трудов в области суицидологии профессор Любов Евгений Борисович представил свой доклад-презентацию на тему: «Самоповреждающее поведение подростков: наука и жизнь». Докладчик привел научное определение суицида и отметил разницу в понятиях суицидального и самоповреждающего поведения, пересекающихся примерно у трети подростков, что затрудняет оценку суицидального мотива. Евгений Борисович обозначил три возрастных этапа для которых характерен определенный суицидальный риск и продемонстрировал диаграмму возрастных коэффициентов смертности от самоубийств на 2021 год. Докладчик обозначил на карте наиболее суицидоопасные регионы РФ и показал схему уровней суицидов. Он описал типичные ситуации, кризисные для большинства подростков и пояснил, что в основе большинства расстройств суицидального спектра лежат формирующиеся расстройства личности и «дебют депрессии». Также докладчик привел примеры того, как переживания и мотивы выливаются в клинические феномены протеста, мести, побега, самонаказания и т. д.
Евгений Борисович представил современные теории, объясняющие суицидальное поведение, а также многофакторную модель, подчеркнув: «Суицидальное поведение — процесс, который начинается с «молодых ногтей». Докладчик привел факторы риска, свойственные суицидальным ситуациям и детально разобрал одну из наиболее современных моделей развития суицидального поведения — нарративно-кризисную. В своём докладе Евгений Борисович представил симптомы, свидетельствующие о подростковой депрессии, а также привёл наиболее распространённые заблуждения и мифы, разделяемые родителями несовершеннолетних. «Депрессия может быть неочевидной в отличие от суицида», — отметил докладчик, поэтому очень важно изучить разные проявления депрессии, которые чаще всего стёрты и не понятны самому подростку, а также развивать антисуицидальные факторы.
В продолжении своего доклада Евгений Борисович привел некоторые выдержки из документа ВОЗ под названием «Предотвращение самоубийств: глобальный императив». Он уточнил, что в мире более 2000 программ профилактики суицида, но реально работает не более 10% из них, в результате чего возможно снижение уровня самоубийств на 20% на региональном уровне. Докладчик представил зарубежный опыт профилактических программ, привёл их типы, а также объяснил последовательность действий при организации типовой программы предупреждения суицидальных попыток. Он отметил, что деятельность отечественной суицидологической службы получает недостаточное финансирование. Континуум суицидологический службы тоже имеет место быть, скорее, только в теории. Лишь 10% звонков на телефон доверия для подростков совершают малолетние пациенты в суицидальном кризисе. Евгений Борисович перечислил три степени профилактики суицидального поведения, в том числе в системе образования и отметил важность ранней диагностики социально-психологической дезадаптации школьников.
Евгений Борисович особенно подчеркнул, что родителям не нужно бояться спрашивать об отношении подростка к суициду и представил список вопросов, которые можно и нужно обсудить с подрастающими детьми. Он уточнил, что суицид трудно спрогнозировать, но при этом в 75% таких случаев присутствовали сигналы, предупреждающие о нем. Докладчик обрисовал проблемы и ресурсы первичной профилактики суицидального поведения школьников. По мнению Евгения Борисовича, будущее — не за телефонными службами доверия, а за мобильными приложениями для психического здоровья и превенции суицида. По мнению докладчика, необходимо блокировать ресурсы суицидальной направленности и развивать антисуицидальные сайты. В заключение доклада Евгений Борисович представил структуру научного центра профилактики суицидов и опасного поведения несовершеннолетних НМИЦ ПН им В. П. Сербского, руководителем которого он является, и продемонстрировал разработанную одним из его сотрудников модель межведомственного сопровождения подростков с аутоагрессивными и агрессивными проявлениями, а также привел рекомендации по профилактике суицидов на региональном уровне. Доклад был щедро дополнен визуальной информацией, множеством цитат и примеров из классической литературы, истории, киноиндустрии и жизни современных подростков.
Следующий выступающий, Хасьминский Михаил Игоревич, глава центра кризисной психологии, член Общественного Совета федеральной службы исполнения наказаний России, рассказал о влиянии мировоззрения на суицидальное поведение подростков. По его мнению, «…суицидальность определяется мировоззрением человека» и наша ошибка состоит в том, что «…мы боремся с плесенью, а надо бороться с сыростью». Иными словами, необходима первичная профилактика, направленная на формирование антисуицидального мировоззрения. Спикер привел практические советы по превентивной работе и описал 5 признаков личности суицидента. Задачей профессионалов Михаил Игоревич считает предотвращение формирования деструктивной нарциссической личности. Специалистам необходимо понимать, что самоповреждающее поведение не равно суицидальному и уметь объяснять родителям связь между формированием мировоззрения и суицидом. Докладчик привел основные литературные и электронные ресурсы в помощь специалистам образовательных учреждений и упомянул о необходимости работы с постсуицидальными состояниями со всем классом и окружением суицидентов.
Социальный педагог Москвина Виктория Эдуардовна, руководитель районного методического объединения социальных педагогов ГБУ ДО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга», в своём докладе представила алгоритм поведения в ситуации суицидального риска в рамках образовательного процесса. Она с сожалением отметила, что у педагогов мало инструментов для выявления детей с суицидальными наклонностями, но при этом при совершении в школе суицида к ответственности привлекают лишь педагогов, а не родителей. Виктория Эдуардовна рассказала о поведенческих маркерах суицидальной опасности и факторах риска суицидального поведения, а также дала подробную пошаговую инструкцию, что делать при столкновении с ситуацией суицидального риска. Докладчик привела наглядные примеры суицидального поведения подростков из своей педагогической практики.
Врач-психиатр Афанасьев Юрий Валентинович, заведующий детским отделением Вологодского областного психоневрологического диспансера №1, директор АНО «Центр информационной безопасности «Защита» коснулся важной темы профилактики распространения суицидального контента в интернете. Он начал с классического определения суицида и рассмотрел его с точек зрения различных концепций — психологической, биологической, социальной. Докладчик рассказал, как используются социальные феномены для продвижения суицидального контента на примере так называемых «групп смерти». Он отметил, что нужна профилактическая работа не только с публикациями в социальных сетях, но и с родителями. «Ребенка нужно заставить сомневаться. Сомнение — это и есть ваш результат», — констатировал докладчик и заявил, что «…есть личности, предрасположенные к суицидальному контенту». Он привел схематическую воронку вовлечения подростков в группы с суицидальным контентом. Юрий Валентинович перечислил в каких интернет-темах могут быть суицидальные следы (самоповреждение, аддитивное суицидальное поведение, кибербуллинг, колумбайн, парасуицидальное поведение и т.д.) и рассказал про трансформацию форм продвижения суицидального контента (от тематических форумов до суицидальных приложений и флэшмобов). Подытоживая свое выступление, докладчик дал рекомендации по профилактике суицидального поведения и прекращению его распространения через интернет.
Далее свой доклад представил психолог Армер Леонид Алексеевич, председатель совета РОО «ЦЗРЛ», руководитель проекта «Молодежная Служба Безопасности». Его выступление было посвящено противодействию преступлениям в Интернете и профилактике Интернет-рисков. Он рассказал об истории появления и популяризации «групп смерти» в России. Психолог отметил, что у 10% участников групп есть предрасположенность к суициду. Он представил подробный портрет типичного современного подростка-участника суицидальных групп и перечислил причины, по которым дети состоят в подобных сообществах, а также охарактеризовал черты личности кураторов групп. «В ряде случаев, кураторство — манифестация заболеваний психических», — отметил докладчик.
Он обратил внимание слушателей на то, какие индикаторы на странице ребенка в социальных сетях могут указывать на его интерес к суицидальной тематике и представил интересный график из практики онлайн-службы доверия «Твоя территория.онлайн», показывающий резкое увеличение числа запросов на кризисную линию в 2017 году, связанный с массовой блокировкой суицидальных групп в социальных сетях. Леонид Алексеевич обратил внимание на то, что нужно предлагать использование служб доверия подросткам как альтернативу школьного психолога. «Детям нужно постоянно напоминать, что есть куда обратиться за помощью», — отметил спикер. Он привел примеры разговоров кураторов с подростками в чатах и рассказал реальные истории втягивания детей в суицидальные игры и доведения их до суицида («Липецкий случай», «Млечный путь» и т.д.). В конце своего доклада психолог рассказал о некоторых причинах поведения в интернете, провоцирующих суицидальные мысли (к примеру, шантаж интим-контентом).
В ходе дебатов были рассмотрены следующие актуальные проблемы: недостаточность финансирования и поддержки региональных профилактических программ; отсутствие комплексного подхода и единой государственной стратегии; необходимость создания систем мониторинга и скрининга подростков группы риска; рамки конфиденциальности в работе школьных психологов; нежелание родителей подростков обращаться к специалистам. Так же участниками семинара поднимались такие практически значимые вопросы, как: зависимость количества суицидов от этнических, культурных и социально-экономических особенностей региона; роль семьи, гендера, религии и традиционных ценностей в формировании антисуицидального мировоззрения; критерии отличия демонстративного поведения от попыток суицида; влияние буллинга на суицидальные настроения подростков, а также случаи суицида среди детей с ОВЗ. Участники семинара сошлись во мнении, что для улучшения общей ситуации по обсуждаемому вопросу необходимо: создание альтернативного позитивного антисуицидного контента при поддержке правительства; проработка правовых механизмов для привлечения к ответственности кураторов «групп смерти»; увеличение численности специалистов служб доверия и сотрудничество с правоохранительными органами для предотвращения суицидальных случаев.
В ходе семинара были охарактеризованы содержание и природа происхождения суицидальных тенденций в подростковой среде, перечислены факторы, способствующие формированию аутоагрессивных и суицидальных установок у современных подростков, а также продемонстрированы основные признаки и способы обнаружения подростков, склонных к совершению самоубийства. Также специалистами были представлены современные практики профилактической работы по превенции распространения суицидальных установок среди несовершеннолетних.
Семинар будет интересен и полезен специалистам по работе с молодёжью, преподавателям общеобразовательных учреждений, работникам сфер социологии, психологии и психиатрии, представителям общественных организаций, а также всем слушателям, интересующимся данной проблематикой.
Добавить комментарий