Cеминар «Экологическое просвещение в российском обществе: принципы реализации, современные тенденции и актуальные проблемы»
24 ноября 2021 года в онлайн-формате прошел семинар «Экологическое просвещение в российском обществе: принципы реализации, современные тенденции и актуальные проблемы», организованный АНО «Институт социальной поддержки и защиты материнства, детства и семьи» при поддержке ООО «Центр социальных технологий и прикладных исследований «Сфера». Экспертами на мероприятии выступили выдающиеся ученые и члены научных сообществ, авторы публикаций в сфере экологии, разработчики эко-просветительских программ и концепций, руководители российских экологических и волонтерских движений, а также инспекторы в области охраны окружающей среды.
В семинаре приняли участие специалисты по работе с молодежью, студенты, работники общеобразовательных учреждений и экологической сферы из Санкт-Петербурга, Москвы, Перми, Норильска, Пензы, Ярославля, Ростова-на-Дону и других городов России. Организатор семинара, Сердюков Борис Владимирович, генеральный директор ООО «ЦСТ «Сфера» предложил его участникам обсудить актуальные тенденции и проблемы, существующие в области экологического просвещения нашей страны, а также представить основные принципы и перспективы организации проектов эко-просветительской направленности.
Первым он пригласил выступить заместителя председателя Научного Совета по проблемам экологического образования РАУ и члена межведомственной рабочей группы по вопросам экологического просвещения в России, Ермакова Дмитрия Сергеевича. Докладчик в общих чертах описал нынешнюю ситуацию в сфере экологического образования и просвещения в России и рассказал о крупных национальных проектах «Экология» и «Образование». Он отметил, что хотя «…экологическое образование именно сегодня переживает некий Ренессанс», проблем в этой сфере достаточно много — к примеру, с реализацией федерального проекта «Научное обеспечение экологической деятельности, экологическое воспитание и просвещение». Этот проект предусматривает непрерывную систему экологического образования, охватывая все три его вида — неформальное, формальное и информальное образование. Далее Дмитрий Сергеевич пояснил, в чем заключаются отличия образования от просвещения, и рассказал о перспективах современных программ экологического просвещения, а также об особенностях, делающих их эффективными. В конце выступления спикер пригласил коллег к участию в практическом исследовании будущего образования для устойчивого развития.
Один из ведущих экспертов ООО «ЦСТ «Сфера», Губенко Мария Владимировна, рассказала о принципах концепции экологического просвещения на примере волонтерского эко-лагеря «Утриш», руководителем которого она является уже несколько лет. Первая часть выступления Марии Владимировны была посвящена экологической проблематике, сложившейся на данный момент в мире. Она отметила, что идейная база экологии как науки не сформирована, и важно уделить большое внимание формальному и неформальному образованию в этой сфере. Отношение человека к природе требует коррекции, необходимо наладить их гармоничное взаимодействие друг с другом. Во второй части своего доклада она познакомила слушателей с системой принципов, необходимых для экологического просвещения, целью которого является смена эко-сознания и формирование нового типа отношения к природе. В заключительной третьей части Мария Владимировна показала практическое применение этих принципов на примере проекта эко-лагеря «Утриш». Она представила концепцию навыков гармоничного взаимодействия и ее реализацию через различные направления деятельности волонтерского экологического клуба «Утриш». В конце выступления эксперт провела анализ проделанной работы и пришла к выводу, что если придерживаться всех представленных в концепции задач и принципов, то результативность экологического проекта возрастает в разы.
Еще об одной интересной авторской программе, миссия которой – сохранять природу, работая с людьми, рассказала Нефедьева Инесса Юрьевна, член ассоциации сторонников развития эко-образования, лидерства и тропостроения «Большая Байкальская тропа». Проект работает уже 19 лет, на его счету 292 проекта по строительству троп, в числе участников — 6430 волонтеров из 30 стран мира. Инесса Юрьевна рассказала про историю и достижения проекта, а также подробно описала самые популярные программы, реализующиеся на его базе: детскую образовательную программу «С рюкзачком по тропе», семейную настольную игру «Большая Байкальская тропа» и тропостроительные лагеря, где взрослые волонтеры занимаются строительством и эко-просвещением.
Координатор волонтерского движения в защиту водных объектов Омской области Князева Наталья Ивановна начала свой доклад с тезиса о том, что экологическое образование — это «не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса, уникальное средство сохранения и развития человечества и продолжения человеческой цивилизации». Она отметила, что целью ее проекта является формирование у подрастающего поколения экологической культуры посредством его привлечения к волонтёрской деятельности. Реализуется эта концепция через формирование эко-лагерей и эко-дружин, организацию благотворительных мероприятий, участие во всероссийских экологических акциях, а также проведение эко-уроков. Наталья Ивановна рассказала о самых известных запущенных их командой всероссийских проектах «Родник — источник жизни», «Голубая лента», «Белая береза». При этом отличительными особенностями, практикующимися в их программах, являются шефство (старшие воспитывают в младших экологическую культуру, помогают в реализации экологических проектов), благотворительность (сотрудничают с Министерством по образованию и молодежной политике) и мотивация (участники получают сувениры, благодарственные письма, дипломы). В завершение своего выступления Наталья Ивановна подчеркнула, что организаторы проекта открыты к сотрудничеству, готовы делать общее дело на благо экологии и своей страны, и активно приглашают другие регионы принять участие в их проектах, конкурсах, флэш-мобах и акциях.
Ученый-эколог, старший научный сотрудник ФИС биотехнологий РАМН Неверов Константин Викторович представил свой отчет о 25-летней практической работе по организации детских образовательных экспедиций и экологических программ. По мнению Константина Викторовича, у России есть главное экологическое преимущество по сравнению с европейскими странами — ее величина и «…огромное количество неизведанных интересных мест», сочетание различных биоценозов на одной местности. Докладчик подчеркнул важный момент — многие курсы для школьников, которые они преподают (геоботаника, полевая орнитология и микробиология, полевая энтомология, гидробиология и т.д.), имеют ещё и профориентационное содержание. Его уникальная программа представляет собой практическое экологическое просвещение, «прикосновение к реальной природе», и при этом имеет серьезную научную составляющую — организаторы делают ставку на детей, желающих поучаствовать в полевой экспедиции, как в макете и прообразе настоящей научной экспедиции.
Следующий выступающий, председатель совета экологического движения «Зеленая волна» Бирюков Денис Николаевич, рассказал историю его создания, необходимость которого была обусловлена недостаточной вовлеченностью молодежи в природоохранную деятельность, а также отсутствием института наставничества и экологической культуры населения. В настоящее время движение «Зеленая волна» насчитывает порядка 4000 участников, в состав которых входят школьники, студенты, педагоги, сотрудники природоохранных ведомств и научных сообществ, объединенных идеей сохранения родной природы. В результате деятельности движения выявлена недостаточная система общественного контроля и учета текущего состояния отдельных природных ресурсов — профильные ведомства и органы государственной власти, занимающиеся надзором в сфере охраны окружающей среды, не всегда в полной мере решают задачи, стоящие в природоохранной деятельности. Движение «Зелёная волна» ведет разъяснительную работу путем ненасильственных акций и кампаний с целью прекращения уничтожения эко-сферы и усиления общественного резонанса, способствующего переменам мнения в обществе относительно охраны природы. Эксперт отметил, что, так как с имеющимися нарушениями бороться бесполезно, создатели «Зеленой волны» выработали позицию: «Лучше воспитать личность, которая в дальнейшем, когда станет взрослым человеком, не будет допускать в своем поведении таких экологических нарушений». В качестве эко-просвещения и взаимодействия со школьниками проводится ряд различных мероприятий: эко-уроки, эко-рейды и дозоры «зелёных патрулей», экологические экспедиции и пресс-туры, субботники, информационные кампании и т.д. При реализации экологического просвещения создатели движения перешли больше на практику, «чтобы дети сами своими глазами видели, к чему приводит загрязнение окружающей среды». В данный момент движение «Зеленая волна» развивает выход на межрегиональный уровень, открывает свои представительства и эко-отряды в других городах России. В завершение выступления Денис Николаевич пригласил к участию и объединению усилий в экологических инициативах.
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды и руководитель волонтерского эко-просветительского клуба друзей заповедника «Керженский» Синцов Олег Олегович представил вниманию слушателей проект эко-лагеря «Друзья животных». Его создатели уже много лет организовывают волонтерские эко-лагеря, но за последние годы они вышли на качественно новый уровень просветительской работы со взрослыми. Олег Олегович отметил, что в России ниша волонтерских лагерей для взрослых до сих пор не заполнена, и добровольцы в его проект приглашаются со всей России. При этом многие из них приезжают в лагерь повторно, что является важным критерием успешности проекта. Выступающий подчеркнул, что их программа эко-просвещения старается вырастить из волонтеров общественных активистов, понимающих ценность бескорыстной деятельности.
Во время дебатов на семинаре происходил обмен опытом в сфере экологического просвещения, обсуждалась грантовая поддержка эко-проектов и их взаимодействие с органами власти, администрацией, бизнес-структурами и сферой потребления, а также механизмы межрегионального взаимодействия. Для развития экологического просвещения в России были признаны необходимыми следующие меры – введение предмета экологии в общеобразовательных учреждениях, создание экспериментальных площадок по экологическому просвещению, поощрение волонтерских инициатив, участие Роспотребнадзора в решении экологических вопросов и взаимодействие эко-проектов с Русским Географическим Обществом. В ходе мероприятия у его участников возникло предложение создать общий информационный портал в Интернет-пространстве для обсуждения экологической проблематики, взаимодействия и информирования о предстоящих эко-просветительских мероприятиях.
Подводя итоги круглого стола, организатор поблагодарил докладчиков за интересную и практически значимую дискуссию и отметил, что считает достигнутой поставленную перед семинаром цель: была представлена актуальная информация об основных тенденциях и проблемах, существующих в сфере экологического просвещения, а также перспективные формы организации проектов просветительской направленности. Борис Владимирович отметил важность комплексной реализации учебно-методической и консультационной деятельности, направленной на формирование профессионального сообщества в социологической сфере и напомнил, что данный цикл мероприятий организуется по инициативе АНО «Институт социальной поддержки и защиты материнства, детства и семьи», осуществляющей исследовательскую, правозащитную и просветительскую деятельность, направленную на повышение социальной защищённости семьи, а также укрепление ее роли в вопросах рождаемости и воспитания детей.
Семинар будет интересен специалистам по экологическому просвещению и работе с молодежью, представителям общественных организаций, сотрудникам особо охраняемых природных территорий, преподавателям общеобразовательных учреждений, а также всем интересующимся данной проблематикой.