Информационно-аналитическое обеспечение ИОГВ в области профилактики правонарушений
Об опыте информационно-аналитического обеспечения исполнительных органов государственной власти в области профилактики правонарушений (социологический аспект).
Развитие современного общества Российской Федерации во многом зависит от эффективности социального управления, которое не может быть достигнуто без наличия у государственных органов полной и всесторонней информации об объекте управления, а так же в отсутствии понимания государственными организациями и учреждениями реального положения дел на местах.
Одна из общепринятых в научных кругах социологических аксиом гласит, что эффективность органов власти повышается в том случае, если их деятельность обеспечивается конструктивной, научно обоснованной программой управления общественными процессами, программой, предусматривающей систематическую, плановую апелляцию власти к социологии.[1]
В Санкт-Петербурге имеется опыт формирования и реализации концепции обеспечения безопасности жизнедеятельности, которая строится на основе комплексного подхода в форме государственной программы «Безопасный город».
Эффективность данного подхода ограничена, так как в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга сложилась практика принятия управленческих решений, касающихся социальных процессов, на основе информации получаемой из различного рода ведомственных отчетов и ведомственной статистики.
В итоге в основу, принимаемых исполнительными органами государственной власти, решений берутся аналитические материалы о состоянии общества и протекающих в нём процессах, отражающие социальные процессы односторонне, а потому полноценно не раскрывающие общественных установок и не объясняющих протекающих в нём процессов.
Следует отметить, что одной из современных черт, характерных для государственного регулирования, является стремление власти к использованию интеллектуальных ресурсов для повышения эффективности управления социальными процессами.
Примером является принятая правительством города концепция автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности (далее – АИС ОБЖ).
Одной из проблем, возникающих в реализации данной концепции, является отсутствие содержательной информации о криминальной и криминогенной обстановке, характерной для различных районов города.
Отсутствует так же информация об отношении жителей различных районов к таким организационным вопросам как принцип финансирования подобного рода систем, возможный функционал пользовательского интерфейса и т.д..
Для повышения эффективности государственного регулирования в этой области по инициативе Законодательного Собрания Санкт-Петербурга были начаты работы по разработке типового решения подсистемы внутриквартальной безопасности (далее ПВБ) в жилых кварталах Санкт-Петербурга.
Конечной целью создания и внедрения данной системы являются реализация городской программы безопасности, повышение уровня комфорта среды проживания, профилактика правонарушений и нарушений в сфере ЖКХ.
Основной принцип данной подсистемы сохранение и использование существующих систем ОБЖ в жилых кварталах, объединение разрозненных систем в единый комплекс ПВБ с сохранением прав, функций управления собственников систем.
В рамках научно-исследовательских работ по разработке системы информационного обеспечения сферы безопасности в жилых кварталах для государственных нужд Санкт-Петербурга, на условиях субподряда, Агентством было проведено комплексное социологическое исследование.
Данное социологическое исследование проводилось для обеспечения учета мнения жителей и специалистов, обслуживающих жилые кварталы при разработке типового решения подсистемы внутриквартальной безопасности, выполняемого в рамках Государственного контракта
В соответствии с существующими нормативно-правовыми актами, социологическое исследование является неотъемлемой составляющей проектировочных работ, в случае если разрабатываются автоматизированные информационные системы на основе компьютерных баз данных.
Нам удалось убедить разработчиков включить некоторые элементы информационно-аналитического обеспечения в сфере в жилых кварталах, выражающиеся в сочетании количественных и качественных методов социологических исследований. В результате при подготовке концепции подсистемы внутриквартальной безопасности как части АИС ОБЖ были учтены результаты, полученные в ходе проведения социологических исследований.
При проведении социологического исследования, направленного на выявление мнения жителей об уровне личной и общественной безопасности в жилых кварталах для его учета при разработке типового решения подсистемы внутриквартальной безопасности, использовался комплексный принцип. Такая методология позволила получить полноценную картину о ситуации, сложившейся в сфере внутриквартальной безопасности.
Качественная составляющая данного исследования реализуется стандартным методом проведения фокусированного группового интервью. В рамках данного контракта было проведено 6 фокус-групп в которых приняло участие 52 человека, среди которых были:
— жители жилых кварталов;
— специалисты в области охраны правопорядка и безопасности, осуществляющие правоохранительную деятельность в жилых кварталах;
— специалисты по эксплуатации и обслуживанию жилого и нежилого фонда кварталов, благоустройства территории;
— представители территориальных и федеральных органов исполнительной власти, а так же органов местного самоуправления.
Количественные данные были получены посредством проведения поквартирного социологического опроса, выполняемого методом формализованного интервью.
В качестве опрашиваемых выступили жители Санкт-Петербурга, находящихся в возрасте, превышающем 18 лет. Все респонденты проживали на момент исследования на территории кварталов, выбранных в соответствии с техническим заданием данного проекта.
Структура выборки включала в себя 635 человек, проживающих на территории кварталов МО «Пороховые». Охват территории кварталов обеспечивает погрешность выборки в пределах пяти процентов, при 95-ти процентном доверительном интервале.
По результатам исследования сделаны заключения, которые были использованы при разработке функционала системы и определении ключевых принципов финансирования её создания и дальнейшей эксплуатации.
Наиболее существенными представляются следующие сведения: мнение жителей о возможности использования средств автоматизированных систем для профилактики и предупреждения преступлений в жилых кварталах; мнение жителей о требованиях к подсистеме внутриквартальной безопасности; мнение жителей и специалистов о возможных источниках финансирования создания и эксплуатации подсистемы внутри квартальной безопасности.
Нужно отметить, что выполнить поставленную задачу удалось во многом благодаря сочетанию количественного и качественного метода социологического исследования, так как количественные данные не ответили в полной мере на поставленные вопросы и с точки зрения проектирования носили поверхностный характер.
Тем самым, по итогам выполненной работы нам представляется необходимой разработка мер социологического комплекса информационно-аналитического обеспечения как неотъемлемой части управленческого процесса протекающего в исполнительных органах государственной власти.
Необходимо полноценное использование потенциала прикладных социологических исследований и определение их роли в процессе принятия управленческих решений.
Информационно-аналитическое обеспечение опирающиеся на результаты социологических исследований состояния общества и протекающих в нём процессов в сфере профилактики правонарушений способно в значительной степени повысить эффективность подготовки и реализации решений исполнительных органов государственной.
Требуется разработка внутриведомственных или региональных нормативно-правовых актов определяющих порядок такой поддержки органов власти в процессе принятия управленческих решений, а также подготовка государственных служащих, участвующих в принятии и реализации решений в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности и профилактики правонарушений.
Специалистам, действующим в этой области, не стоит забывать ещё одну общепринятую в социологических кругах аксиому: «Для того чтобы встроиться в структуру политико-управленческих решений, стать неотъемлемым механизмом научного сопровождения их практической реализации, социология должна уметь работать с властью: не пугать ее своими оценками и выводами, но последовательно и доказательно убеждать управленческие органы в полезности социологического участия в делах государственных».
Добавить комментарий