Метод социологического портрета субъекта исследования в социальной андрагогике
В рамках исследования эффективности профессиональной переподготовки в Санкт-Петербурге (Сердюкова А.Н. «Профессиональная переподготовка взрослых в период профессионального кризиса», магистерская диссертация, РГПУ им. А. И. Герцена, 2019) был апробирован метод «социологического портрета», который подробно представлен в данной статье. Необходимость использования данного метода была обусловлена как недостаточной степенью теоретико-эмпирической базы содержания и организации профессиональной переподготовки с точки зрения «простого народа» (изучение общественного мнения, обратная связь), так и недостаточностью одних лишь «голых» статистических данных, которые не отражают суть социальной реальности в контексте значимости профессиональной переподготовки для самого работника.
Научная проблема самого исследования заключается в противоречии между объективным состоянием института профессиональной переподготовки и реальной значимостью (полезностью) данного вида дополнительного образования для трудящегося населения. Объектом исследования были определены совершеннолетние жители Санкт-Петербурга в возрасте от 30-55 лет. Предметом исследования – субъективная оценка жителями Санкт-Петербурга различных аспектов профессиональной переподготовки. Цель исследования – изучить отношение петербуржцев к различным аспектам профессиональной переподготовки. В рамках исследования были решены следующие задачи:
- представлена оценка удовлетворённости петербуржцев собственным профессиональным положением и условиями текущей трудовой занятости;
- проанализирован опыт смены профильной деятельности, имеющийся у петербуржцев и их ближайшего окружения;
- дана характеристика субъективных представлений петербуржцев о формах, содержании и принципах существующих механизмов профессиональной переподготовки;
- описаны личностные факторы, оказывающие влияние на установки петербуржцев
- (мотивы) относительно необходимости и перспективности прохождения ими профессиональной переподготовки.
Для более подробной характеристики субъекта исследования был предложен метод «социологического портрета», описание которого представлено в данной статье. Начало реализации данного метода – методика сбора социологической информации в форме социологического (массового) опроса – онлайн-анкетирование. Характеристика выборки: данные собирались по случайному принципу. В ходе опроса были опрошены 320 человек в возрасте 30-55 лет, среди которых 57 % женщин и 43 % мужчин. В опросе приняли участи преимущественно люди с высшим (70,1 % от общего числа респондентов) и неполным высшим образованием (11,2 % от общего числа респондентов). Респонденты со средним (11,6 %) и средним специальным образованием (5,4 %) в совокупности составили 17 % от общего числа опрошенных. Доля с неполным средним образование составила 1,8 % от всех опрошенных. Относительно материального достатка большинство опрошенных указало, что они могут без труда приобретать вещи длительного пользования, но им сложно приобретать дорогие вещи (63,2 %). Второй по степени материальной обеспеченности категорией, также значительно представленной в выборочной совокупности проведённого исследования, выступили те опрошенные, которым денег хватает только на продукты и одежду, однако покупка вещей длительного пользования для них является затруднительной (29,6 %). Доля малообеспеченных респондентов, указавших что им не хватает денег даже на покупку одежды, составила 2,7 %.
Удовлетворенность профессиональной реализацией является одним из ключевых факторов, определяющих качество жизни человека в современном обществе. От этого зависит как его личная самоудовлетворенность, так и специфика его положения в личной и публичной коммуникации. Неудовлетворенность же собственной трудовой деятельностью является основанием для глубокой личностной дисфории, что делает особенно актуальными исследования путей разрешения этой проблемы через профессиональную переподготовку. Удовлетворенность респондентов собственным профессиональным положением и условиями текущей трудовой занятости является комплексным показателем и складывается из соответствия существенных характеристик рабочего места и аксиологической картины индивида: ориентация на материальный достаток, комфортность работы, общественный статус профессии, перспективы личного и социального развития, уверенность в собственной стабильности и обеспеченном будущем. Для этих целей мы опросили работающих респондентов на предмет их удовлетворенности конкретными выделенными аспектами текущей занятости в соотнесенности с общей ценностью их текущего рабочего места и готовностью его сменить, а также людей, находящихся в поиске работы, касательно предпочтительных ожиданий от желаемой занятости.
Представим анализ результатов относительно безработных граждан. При ориентировании, заданным социализацией и общественными ожидании, на самореализацию через профессиональную деятельность существенной проблемой может стать попадание индивида в группу безработных, где он сталкивается с фрустрацией, вызванной прекращением привычного уклада жизни, уверенности в финансовом и социальном благополучии, нередко с разрывом социальных связей вне семьи. Об этом заявляют основная часть респондентов, находящихся в обозначенном положении. Всего 17,7 % респондентов данной группы не испытывают потребность в работе. Остальные либо предпринимали попытки, но отчаялись и прекратили поиски (таковых 27,4 % от группы), либо активно ищут ее сейчас (11,3 % среди опрошенных безработных).
Профессиональная переподготовка для данной категории может быть, как фактором диверсификации собственного предложения на рынке вакансий, что, безусловно, повышает шансы на успешное трудоустройство, либо инструментом для формирования новых социальных, что также значимо в разрешении личной проблемы поиска занятости.
Современный рынок труда характеризуется высокой динамикой конъюнктуры, вызванной как экономическими процессами различного уровня, так и стремительно преобразующимися запросами общества, также модернизацией условий труда и структуры занятости открытиями научно-технического процесса. Все это становится причиной «изгнания» с рынка труда неактуальных профессий. Люди, занятые в них ранее, осознают неприменимость своих профессиональных компетенций в новой трудовой отрасли. Такая категория является существенной частью респондентов, отметивших, что у них нет сейчас возможности работать (35,5 % респондентов от анализируемой группы).
Иным значимым препятствием является ограничение мобильности индивида, которое может иметь различные причины в своем основании: инвалидизация, необходимость постоянного ухода за маломобильным близким и т.д. Решением обозначенных ситуаций может быть освоение новых трудовых навыков, в том числе по удаленной работе.
Подтверждение выше обозначенных тезисов существует в высказанных предпочтениях касательно желаемого места работы. Так, самым значимым оказался режим работы, об этом высказались 21,1 % от неработающих респондентов. Следующим по значимости фактором оказался уровень заработной платы – очень значимым его назвали 20,3 % респондентов. Это подтверждает тезис о наличии среди безработных особых условий жизни, формирующих запрос на особые условия труда.
О готовности пройти профессиональную переподготовку, которая может даже изменить сферу деятельности индивида, свидетельствует выбор соответствия желаемой работы и собственного профильного образования как самый неважный из представленных факторов (да, думаю это бы помогло – 64% опрошенных; 18% – мне нравится моя профессия и я не хочу ее менять).
Стоит отметить, что опыт работы людей без текущей занятости не был преимущественно привязан к профильному образованию: полностью для 35,5 % и косвенно для 29 %. Это дает основания для предположения о готовности людей к смене профиля трудовой деятельности в соответствии либо с личными потребностями, либо с состоянием рынка, что и подтверждается следующим вопросом: преимущественное большинство, составляющее 64,5 % соглашается, что смена профессии улучшит шансы найти подходящую работу, и это поможет им.
Далее проанализируем ответы тех респондентов, которые работают по найму. По результатам исследования можно резюмировать, что трудовая среда работающих по найму отличается достаточно высокой степенью непредсказуемости, сочетающейся с достаточно высокой степенью комфорта в рамках трудового процесса, что может говорить об укоренившейся системе профессиональной стратификации и её дезинтегрированности с трудовой средой сотрудников. Подавляющее большинство работающих (более 81,7 %) соглашаются в разной степени с тем, что существует зависимость между собственным усилиями и карьерным ростом. Благоприятную обстановку в коллективе обозначают более 95,1 % ответивших на данный вопрос, в то время как количество несогласных с этим составляет 6%. Открытость руководства к новым идеям и предложениям от сотрудников обозначают более 80 % сотрудников. Однако большая часть из них (52,7 % из 82,3 %) отмечают частичное согласие. Количество полностью не согласных с данным утверждением аналогично числу несогласных с утверждением о прямой зависимости упорного труда и карьерного роста – 17,8 %. Справедливую оценку трудовых качеств обозначает 85,3 % ответивших (из которых 39,1 % – полностью согласны), не согласны с этим утверждением 14,8 %. Удовольствие от процесса работы отмечают 90,5 % ответивших, среди которых больше число полностью согласных – 50,9 %. Не согласны с данным утверждением 9,5 % ответивших.
Стоит отметить, что количество несогласных с тем, что хорошая работа определяет карьерный рост (18,3 %) идентично количеству тех, кто отметил несогласие с утверждением об открытости руководства новым идеям и предложениям (17,8 %). При этом, в сравнении ответов «согласен» и «скорее согласен», можно отметить, что степень согласия с данным утверждением все более смещает в частичное согласие (38,5 % и 29 % согласных полностью, а также 43,2 % и 52,7 % согласных частично). Можно сделать предположение о том, открытость руководства к активностям сотрудников является достаточно низкой и связана с оценкой сотрудниками возможностей собственного карьерного роста.
Высказанное выше мнение также подтверждается тем, что в распределении ответов в утверждении о справедливости оценки трудовых успехов и профессиональных качеств, наблюдается аналогичная утверждениям «Если хорошо выполнять свою работу, то в моей организации можно рассчитывать на карьерный рост» и «Руководство всегда прислушивается к новым идеям и предложениям сотрудников» картина. Схожее число полностью несогласных с данными утверждениями (14,8 % 18,3 % и 17,8 % соответственно) позволяет утверждать о взаимосвязи степени предсказуемости трудовой среды сотрудником, открытости руководства к изменениям в трудовой обстановке и поощряемости сотрудника. Иными словами, ответившие на данный вопрос работающие по найму отмечают, что в случае отсутствия обратной положительной связи, выраженной в карьерном росте или признании результатов труда, аналогичным образом падает и степень предсказуемости трудовой среды.
Отдельно стоит отметить данная степень предсказуемости трудовой среды характеризуется, в целом, положительной трудовой атмосферой. В частности, лишь 5,9 % не согласны с тем, что между сотрудниками в организации налажены уважительные отношения. Аналогичная ситуация представлена и в распределениях ответов об удовольствии от проведенного за работой времени – лишь 9,5 % не согласились с данным утверждением. При этом, число полностью согласных сданными утверждениями также аналогично (46,7 % и 50,9 %). Это позволяет утверждать о взаимосвязи трудовых взаимоотношений между сотрудниками и удовольствием от рабочего процесса.
Согласно результатам, более всего работающие не удовлетворены заработной платой – лишь 22,5 % сотрудников высказались о полной удовлетворённости ею, столько же ею полностью не довольны. Степень частичной удовлетворённости также высок – 55 %. Расположением места работы удовлетворены более 86,4 % ответивших, из которых 56,8 % удовлетворены полностью. Недовольны расположением места работы 13,6 %. Официальный статус трудящегося удовлетворяет полностью рекордное количество респондентов – 74,6 %, ещё 13 % выразили частичное согласие, а число несогласных составило 12,4 %. Режим работы устраивает более 90% работающих, из которых 61,5 % удовлетворены их режимом работы полностью. Неудовлетворенными режимом работы остались 8,9 %.
При этом стоит отметить, что условия организации труда и официальное трудоустройство не устраивают и равное, с учётом погрешности, число респондентов, при поправке, что официальное трудоустройство устраивает полностью рекордное количество работающих. Стоит учитывать также, что уровень удовлетворённостью заработной платы также самый низкий среди прочих условий, при этом степень полной удовлетворённости рекордно низкий (22,5 %).
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что работодатели организуют, в целом, подходящие сотрудникам условия труда, а также обеспечивают работающих некоторой степенью стабильности, что выражается в удовлетворённости последними официальным закреплением своего работающего статуса. При этом данная стабильность характеризуется низким уровнем заработной платы, которым не удовлетворены, но который имеют трудящиеся. Данная ситуация характеризует трудовую среду как зафиксированную (о чём было сказано выше) на определённом, низком уровне, которому характерны предоставление некоторой, доступной для реализации работодателям, степени стабильности при низком, по мнению работающих, уровне оплаты труда.
Подавляющее же большинство работающих респондентов (более 85 %) отмечают свое трудовое положение как стабильное, из которых более половины (51,5 %) – достаточную степень стабильности. Данная ситуация подтверждает изложенный выше тезис о зафиксированном, в том числе путем предоставления стабильности работнику, текущей трудовой ситуации.
Около 70 % занятых отметили, что планируют и всегда смогут найти аналогичную работу по специальности в случае увольнения, в то время как уверенность в обратном отметили только 7,7 % ответивших. При этом неготовность сменить место работы выразили всего 10,1 % работающих. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что описанная ситуация характерна для всего рынка занятости, в виду готовности большинства работающих сменить место работы и уверенности в возможности найти аналогичную работу. Отдельно стоит выделить готовность работающих пройти профессиональную переподготовку в случае смены текущего места работы. Данную готовность отметили все работающие респонденты, при этом, 43,8 % ответивших готовы пройти такую подготовку даже при учёте смены сферы деятельности.
Далее проанализируем различные аспекты профессиональной переподготовки, полученные исходя из ответов респондентов. Профессиональная структура рынка труда Санкт-Петербурга демонстрирует высокую динамичность, определяемую переменами, протекающими внутри современных производственных реалий. В ходе опроса, половина петербуржцев отметили, что им самим (29% от общего числа респондентов) или их родственникам (22,2% от общего числа респондентов) приходилось менять кардинально профессию, чтобы устроиться на работу, либо организовать своё дело. Треть опрошенных также отметила, что такой опыт есть среди их ближайшего окружения (35,3% от общего числа респондентов). Полученные результаты позволяют заключить, что первичное формальное образование, в современных условиях теряет определяющее значение на характер профессиональной траектории, осознанно видоизменяемой человеком в течение жизни. Иначе говоря, кардинальная смена профессионального профиля для современных российских реалий является весьма распространённым социальным феноменом. Так, доля респондентов, указавших, что ни им, ни их близким не приходилось менять кардинально свою профессию, составила 13,4 % от общего числа.
Опрошенные петербуржцы связывают эффективность переподготовки с освоением реальных компетенций, знаний и умений. Так большинство респондентов, лично менявших кардинально свою профессию, либо наблюдавших как это происходит у близких людей, утверждают, что реализовывалась такая переподготовка либо в формате самообразования (41,1 % от общего числа респондентов), либо посредством частных курсов, семинаров или тренингов (25,4 % от общего числа респондентов).
Предпочтения такого рода связаны, на наш взгляд, с двумя основными обстоятельствами: ускоренным развитием открытого образовательного пространства и доступностью в сети Интернет частного обучающего медиа-контента, позволяющего бесплатно и в краткий срок освоить требуемые компетенции, имеющие прямое практическое применение. Кроме того, выбор неакадемических форм подготовки может быть обусловлен их большей гибкостью к условиям подготовки респондента и имеющемуся у него уровню знаний и умений.
Специфичной чертой профессионального образования взрослых является наличие профессионального опыта, знаний, нередко общего академического образования у обучающихся. Все это создает значительную вариативность начальной подготовки в сравнении, например, со студентами, поступающими после окончания школы. Это, в свою очередь, требует высокой избирательности в получаемом знании, чтобы образование оставалось эффективным. Такую гибкость не могут предоставить факультеты дополнительного профессионального образования и курсы от центров занятости вследствие повышенной стандартизированности и неповоротливости их образовательных программ. Это подтверждают и данные, полученные в рамках исследования. Так, академические факультеты дополнительного образования выбрал в качестве формы переподготовки только каждый пятый опрошенный (21,9 % от общего числа респондентов), что говорит о снижении престижа формальных образовательных институтов.
Другой специфичной чертой образования в андрагогике является высокая мотивированность обучающихся: для них образование имеет четко внутренне осознаваемый мотив, нередко в плоскости ответа на запрос рынка труда в виде конкретной вакансии, заявленной предпринимателем. Иначе говоря, ориентированность петербуржцев, проходящих переподготовку на самостоятельное образование, свидетельствует о соответствующем запросе со стороны потенциального работодателя, предпочитающего практические навыки и компетенции академическому образованию.
Своеобразная «неповоротливость» образовательных программ, большой объем, вызванный необходимостью учесть самый разнообразный уровень начальной подготовки обучающихся делает курсы центров занятости малопривлекательными. Поэтому государственные органы практически не участвуют в системе профессиональной переподготовки населения. Так, доля опрошенных, прошедших специализированные курсы от центров занятости, составила 6,3% от общего числа респондентов. Такие данные могут говорить о малой эффективности государственного регулирования в области профессиональной занятости и сохранения человеческих ресурсов.
Кардинальная смена профессии сегодня чаще всего помогает решить проблемы с трудоустройством большинству решившихся на этот шаг. Так чуть более половины опрошенных петербуржцев отметили, что смена профессионального профиля помогла устроить рабочую занятость (70% от общего числа опрошенных). Наибольшей эффективностью в плане последующего трудоустройства являются курсы, организованные центрами занятости, что связано с существованием социального контракта между исполнительными органами государственной власти и потенциальными работодателями, относящимися, как правило, к государственному сектору. Доля тех, кто выбрал такой способ переквалификации и после удачно трудоустроился составила 81,8 %.
Однако здесь следует отметить, что номенклатура предлагаемых вакансий жёстко детерминирована и редко включает в себя профессии, требующие высокой специализации потенциального специалиста. В контексте профессиональной переподготовки достаточно эффективными является самообразование и посещение различных курсов, семинаров и тренингов. Опрошенные утверждают, что подобная траектория позволяет успешно устроится в 72,7 % и 75 % случае соответственно. Такие показатели говорят о востребованности в процессе трудоустройства практических навыков, приобретённых посредством самостоятельного ознакомления с курсами в рамках открытого образовательного пространства.
Менее всего последующему трудоустройству будут содействовать посещение академических факультетов профессионального трудоустройства. Выбравшие такой путь переквалификации устраиваются на работу в 58,7% случаев. Среди таких респондентов наибольшее число тех, кто отметил, что переподготовка, пройденная в рамках формальных образовательных институтов, помогла им лишь частично, поскольку на новом месте таким людям приходится постоянно применять знания, приобретённые до её прохождения (26,1 % от общего числа респондентов). Такие показатели могут свидетельствовать о существенном теоретическом уклоне в такого рода организациях, предоставляющих выпускаемым студентам недостаточное количество таких практических навыков, которые бы они могли сразу применить в период своего профессионального становления.
Для оценки удовлетворенности профессиональной переподготовкой среди опрошенных были выбраны те, кому приходилось сталкиваться с подобным лично. Они были опрошены в теме удовлетворенности образованием и комплексной оценки образовательного процесса. Стоит отметить, что при разработке вопросов была учтена специфика профессионального образования взрослых касательно личностных и социальных особенностей демографической группы. Так, для взрослого населения большим приоритетом обладает возможность совмещения образования и иной социальной активности, соотнесенность программ и возрастных характеристик психики, уровня когнитивных способностей. Обнаруженная нами тенденция свидетельствует о существовании системных проблем в удовлетворенности клиентами качеством оказываемых образовательных услуг. Более половины респондентов заявили, что сталкивались с какими-либо существенными для них недостатками в образовательном процессе.
Таким образом, по результатам исследования, были сделаны следующие выводы:
- большинство безработных респондентов безуспешно пытались найти работу, при том, что в приоритете для большинства при поиске были режим работы и размер заработной платы;
- большинство безработных респондентов положительно относятся к профессиональной переподготовке, считая, что она бы помогла им в профессиональном развитии;
- среди работающих респондентов, подавляющее большинство устраивает место их работы, они также положительно оценивают внутри коллективную обстановку и трудовую атмосферу, однако менее всего их устраивает уровень заработной платы;
- большинство работающих респондентов планируют и всегда смогут найти аналогичную работу по специальности в случае увольнения, а также в случае необходимости готовы пройти профессиональную переподготовку, даже если для этого придётся сменить профессию;
- большинство респондентов, лично менявших кардинально свою профессию, либо наблюдавших как это происходит у близких людей, утверждают, что реализовывалась такая переподготовка либо в формате самообразования или посредством частных курсов, семинаров или тренингов, что говорит о снижении престижа формальных образовательных институтов;
- более половины респондентов заявили, что сталкивались с какими-либо существенными для них недостатками в образовательном процессе при прохождении профессиональной переподготовки.
Основным выводом проведённого исследования можно считать следующее утверждение: большинство опрошенных петербуржцев положительно относятся к профессиональной переподготовке, готовы к её прохождению в любом случае; респонденты, как правило, работают постольку, поскольку это является необходимым на данный момент времени, оставаясь недовольными размерами заработной платы, а при поиске работы сталкиваются с многочисленными трудностями, в том числе в сфере формальной профессиональной переподготовки, предпочитая неформальные её формы. Таким образом, проведённое исследование подтверждает и уточняет результаты теоретического и статистического анализа, что обуславливает необходимость разработки рекомендаций по совершенствованию института профессиональной переподготовки взрослых.
Список литературы
1. Аллагулов Р.Х., Аллагулов А.Р. Занятость как социально-экономическая категория: методологические аспекты исследования / Р.Х. Аллагулов, А.Р. Аллагулов // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2018. – № 5;
2. Ибраимов Х.И. Педагогические и психологические особенности обучения взрослых / Х.И. Ибраимов // Academy. – 2019. – № 10;
3. Коршунов И.А., Гапонова О.С., Гапонова Н.С. Обучение и образование взрослых в контексте экономического развития регионов / И.А. Коршунов, О.С. Гапонова, Н.С. Гапонова // Экономика региона. – 2019. – Т. 15. – № 1;
4. Пряжников Н.С. Проблема переосмысления понятия «профессия» в меняющихся социокультурных реалиях / Н.С. Пряжников // Институт психологии Российской Академии Наук. Организационная психология и психология труда. – 2018. – Т. 3. – № 1;
5. Чиркина С.Е. Смыслообразование взрослых в период профессиональной переподготовки / С.Е. Чиркина // Филология и культура. – 2015. – № 1.