Новая глобальная цивилизация
Аннотация. Данная статья показывает авторское преставление о новой глобальной цивилизации, факторах, которые её формируют, и аспектах, влияющих на различные представления сущности цивилизации, культуры.
Данная статья была опубликована в сборнике «Глобалистика: Глобальные проблемы и будущее человечества. Сб. статей Международного научного конгресса Глобалистика-2020, 18 – 22 мая и 20 – 24 октября 2020 г. / под ред. И.В. Ильина. – М., МООСИПНН Н.Д.Кондратьева, 2020, 969 с.»
DOI: 10.46865/978-5-901640-33-3-2020-384-394
Burovsky Andrey Mikhailovich
Independent Researcher
“LLC KIFAB”
Saint-Petersburg
e-mail: [email protected]
A NEW GLOBAL CIVILIZATION
Abstract. This article shows the author’s idea of a new global civilization, the factors that shape it, and the aspects that affect various representations for understanding the civilization and culture.
Keywords: global civilization, the World-system, globalism.
Я давно не сотрудник Института, а
экспонат музея этого института.
А. и Б.Стругацкие
О цивилизации. Мы до сих пор живем так, словно продолжается цивилизация Европы, сложившаяся в Новое время. Основы этой цивилизации можно выразить в виде нескольких простых тезисов:
1. Мир – склад полезнейших, причем не связанных между собой явления феноменов и процессов.
2. Все эти процессы могут быть познаны, изучены и поставлены на службу человеку.
3. «Склад» природы неиссякаем, заведомо хватит на всех. Главное – изучать и трудиться.
Отсюда – социальный оптимизм нововременной европейской цивилизации, и ее «аэкологичность», безразличие к взаимодействию человека и остальной природы. Культура модернизма – пафос изучения, открытия, освоения.
Техногенная, «урбано-сциентистская» цивилизация [1] впервые в истории избавила 90% мужского населения от постоянного физического труда, а 100% женского – от рождения 15-25 детей на протяжении жизни. Она стала всеземной, глобальной.
О глобализме. Распространенный термин «Мир-система» вводит в заблуждение. Иммануил Валлерстайн разделял Мир-системы на минисистемы, характерные для первобытных обществ, и основанные на взаимообмене. И на Миры-экономики и мирыимперии, характерные для исторически более поздних аграрных обществ [2]. Согласно и Валлерстайну и Броделю, современный глобальный мир-система зародился в т.н. «длинном 16-м веке» (приблизительно 1450—1650 годы) и к началу 20 века поглотил весь мир [3].
Мир-экономика существует поверх политических, культурных и религиозных границ. По словам Фернана Броделя, государство может быть сильнее общества, «но не сильнее экономики» [4].
Пора дополнить эту терминологией понятием «мир-культуры»: экономическая и политическая жизнь строятся на фундаменте нововременной европейской культуры.
Мир-культура нововременной глобальной Мир-системы. Глобальная цивилизация
была бы невозможна без доведения до предела рациональной составляющей культуры. Собственно, наука – не что иное, как система получения новой информации, крайнее проявление позитивистского отношения к миру.
«Знание-сила!» – так и сказал один из основоположников Нововременной цивилизации, Фрэнсис Бэкон. Бэкон же полагал, что отвлеченные умствования пусть оплачивает или королевская власть, или богатые бездельники, или Церковь. А деловые люди, и лидер деловой Англии, Парламент, да потратят средства на то, чтобы обратить знание в нечто практическое [5].
Полузабытая история: в 1714 году английский парламент назначил премию в 20 тысяч фунтов стерлингов тому, кто предложит метод для определения долготы места в море, хотя бы с точностью до половины градуса.
В 1730 году часовщик Джон Харрисон (1693-1776) предложил парламенту метод определения долготы в открытом море, и востребовал премию [6]. В 1770 году другой часовщик Джон Арнольд (1736 — 1799) (кстати, изобретатель и наручных часов) усовершенствовал морской хронометр так, что тоже получил премию Парламента [7].
Вот пример знания такой силы, что оно изменило всю систему мореплавания…О том, какое значение это имело для судеб цивилизации и для глобализации, вряд ли нужно распространяться.
Европейцы полагали, что человек может и должен «покорять природу», поднимать производство и улучшать свою жизнь. Самые умные туземцы учились у них и начинали думать точно так же. России было не трудно воспринять эту систему ценностей – мы тоже европейцы… восточная ветвь европейцев. Мусульманам, китайцам, индейцам, африканцам и индусам пришлось потруднее, но и они создавали похожие системы ценностей, причудливо смешивая с новым опытом национальные традиции.
Нововременная культура и глобализм. Мир становился все более «глобальным» всю историю Нового времени – с XVII по середину ХХ. Почему? Потому что для европейских народов рациональное знание сделалось силой.
С XVII века европейцы, во-первых, узнают весь мир. Открываются земли, составляются карты, пишутся книги. Индейцы Северной Америки ничего не знали о цивилизациях Инков. Индусы – о народах Конго, о государствах Лунда и Ндонго – на территории современной Анголы. Африканцы понятия не имели об Австралии и о Сибири. А европейцы знали о них всех.
Индусы если и говорили по-английски, но системно языка не изучали. В конце XVIII века бенгальские брахманы отказались учить священному санскриту иноземцев: англичане ели мясо священных коров, пили виски, не знали священных книг индуизма. По всем параметрам они были неприкасаемыми. Британский юрист Уильям Холхед изучал индусское право в его переводах на персидский (а индусы не имели о британском и римском праве никакого понятия).
В 1783 году верховным судьей Бенгалии стал английский поэт, филолог и юрист Уильям Джонс (1746-1794). Этот незаурядный человек очень огорчил индусских ученыхпандитов, потому что все же занялся санскритом, и пришел к выводу, что «санкрит демонстрирует сродство с ними [с языками Европы – А.Б.] в том, что касается корней и глагольных форм, что не могло бы возникнуть по случайности. Сродство столь сильное что филологическое исследование вынуждено заключить, что они происходят от общего источника, сегодня быть может, уже не существующего» [8].
Во-вторых, возникала система мирового хозяйства. Европейцы заселили обе Америки и Австралию. Они пили кофе с тростниковым сахаром и заедали шоколадом. Они ввезли коров и овец в Америку и вывезли из нее кукурузу и картофель.
О глобализме можно многое узнать, если читать приключенческую литературу XIX века – начиная с Жюля Верна, если не с Даниэля Дефо. Литература пропагандировала знания и овладение миром. Робинзон Крузо стал очень богатым человеком, продав свою плантацию в Бразилии [9]. Герои Жюля Верна не становятся беднее от своих приключений.
Начала и концы. Даты появления Нововременной цивилизации называют разные, но чаще всего – середина XVII столетия. Еще конкретнее Вестфальский мир 1648 года, когда кончились религиозные войны реформации [10].
Два с половиной столетия шахты вгрызались в поверхность земли, парусники выходили в океаны, паровой молот с грохотом плющил металл, паровозы мчались по металлическим рельсам.
Люди привыкали все больше знать о мире, жить все лучше, богаче, интереснее.
До Первой мировой войны прогресс казался бесконечным. Предполагалось что он должен был создать мир без войн и насилия, мир удивительных возможностей, технических чудес и процветания. В этот мир должны был постепенно войти все страны и народы… правда, не очень понятно, каким образом, на каких условиях и когда именно.
Нововременная цивилизация получила смертельный удар в огне Первой мировой войны. Вместо того, чтобы развиваться интенсивно, создавая новые ценности и тем самым решая свои проблемы, европейцы вцепились в глотки друг друга. Они воевали и раньше – но всегда помнили о незыблемых правилах войны. «Десять заповедей не действовали к востоку от Суэца» – но и туда европейцы хотя бы пытались нести представления о том, что нельзя добивать раненых, пытать пленных, насиловать женщин.
В Первую мировую европейцы друг с другом вели себя так, словно учились у африканцев. Выжили лучшие? Сомнительно…
Великая война поставила под сомнение идеалы Нововременной цивилизации.
Во Второй мировой войне европейская культура оказалась окончательно «добита». Какой прогресс, если Знание используется для производства оружия? О каком гуманизме речь после Освенцима и Колымы? Какое там культурное лидерство, если европейцы посреди Европы превзошли в варварстве самые дикие племена?!
На самом деле – вовсе и не превзошли, но истеричные оценки типичны для людей, чья жизнь внезапно стала хуже, страшнее и опаснее. Что-то сломалось в людях. Вера в себя, в свои традиции, в свою культуру. Апатия и растерянность – намного страшнее концлагерей и иприта.
Впрочем, окончательно Цивилизация изменилась только в 1960-е годы…
Мы живем вовсе не в европейской цивилизации… Мы живем в Новой глобальной цивилизации, – дочерней от европейской цивилизации XVII – начала XX веков, но тем не менее совсем другой. В 1960-е годы произошло пять важнейших событий:
- Человек вышел за пределы планета Земля. Цивилизация начала превращаться в космическую.
- Появились глобальные деньги. Вместе с ними сверхбуржуазия окончательно стала глобальной.
- Богатства транснациональных монополий достигли уровня богатств крупных и сильных государств. «Стандарт ойл» и «Дженерал моторс» стали богаче Италии и Испании, так же богаты как Франция и почти так же, как Германия.
- Наступил конец так называемого «колониализма». Все, никакого приоритета Европы и европейцев. Европа – мировой паразит. Европейцы – колонизаторы и кровопийцы. Ура политкорректности! Да здравствует толерантность!
- Стало известно, что ресурсы Земного шара не беспредельны. Грубо говоря – на всех не хватит [11].
На наших глазах привычная нам Нововременная европейская цивилизация сменилась другой, – тоже глобальной, но совершенно другой, которой пока нет названия. Назовем ее Новой глобальной цивилизацией – просто для того, чтобы обозначить явление. Попробуем понять, что происходит, и продолжает происходить.
ТА цивилизация. У Европейской глобальной был свой Центр. Географический – Европа. Культурный – буржуазия и специалисты.
Буржуазия владела основными материальными ценностями. Она была владыкой ТОЙ цивилизации. Буржуазия твердо знала, что знание – сила. Еще один полузабытый факт: свой знаменитый Институт Луи Пастер открыл на средства виноторговцев и сахаропромышленников. Его метод пастеризации убивал вредоносные бактерии, сохраняя качество вина и сахарной бурды. Промышленники больше не теряли треть произведенной продукции. Они готовы были поставить золотой памятник Пастеру, но он предложил им лучшее вложение средств… [12].
В нововременной европейской культуре, в модерне, ценился специалистов. Далеко не всякий ученый – Пастер… Не всякий часовщик – Арнольд. Но любой специалист хотя бы теоретически может оказаться курочкой, несущей золотые яички.
К тому же специалистов было мало. Арнольд учился у собственного отца. Его ближайшее окружение – от силы 5-7 инженеров и механиков. Институт Луи Пастера первоначально имел 12 сотрудников. Специалист был ценен – индивидуальный продукт ручной работы.
До Первой мировой любой образованный человек становился представителем своего рода нового международного дворянства. И в Российской империи – тоже.
В ТОЙ цивилизации самой выигрышной стратегией было учиться и работать. Рисковать и совершать сверхусилия. Для девушки – выйти замуж за того, кто активнее работает и учится.
ЭТА цивилизация. Уже давно у людей с дефицитом ума и энергии появлялись странные идеи – упразднить всю и всяческую иерархию. Как шутили в эпоху Хрущева, в пору одежды «унисекса» и шлакоблочного строительства: уже соединили ванную с туалетом… Остается соединить мужчину с женщиной и пол с потолком.
Вообще-то разнообразие, говоря по-научному, гетерогенность – основа всякого развития, движения всякой системы [13]. Любое снижение разнообразия тут же ведет к замедлению, а то и к остановке развития. Что, кстати, блистательно проявилось в СССР с его торжеством уравниловки: людям стало незачем работать. Выручала естественная иерархия полов и возрастов, уровней образования, мест жительства, профессий и родов занятий.
Во всем мире с 1960-х идеи «равенства» побеждают «во всем цивилизованном мире». Одновременно все слабее идея достижений, улучшений, совершенствований. Зачем? Все равно всему. Какой смысл тратить огромные усилия, чтобы полететь на Марс? Можно просто поваляться на траве.
Если нет смысла тратить время и силы на работу, тем более – нет смысла в сверхусилиях, на что тратить энергию молодых, здоровых тел? Хорошо, если и мозгов? На развлечения, конечно!
Стало престижно «отдыхать». Тратить стало престижнее, чем зарабатывать.
Даже если что-то совершается, общество смотрит на достижение пустыми глазами. И на достигающего – тоже. Молодежи дико видеть кадры хроники, где вернувшихся из полярного путешествия несут на руках. Картину середины XIX века, на которой Пирогова на вокзале встречает ликующая толпа.
Посмодернизм – жизнь за счет того, что уже сделано.
В ЭТОЙ цивилизации лучшая стратегия – делать как можно меньше. Стать захребетником того, кто «ишачит». Для девушки – найти «спонсора».
Буржуа и сверхбуржуазия. Исторически буржуазия – это верхушка горожан, владельцы недвижимости в городе, то есть городской инфраструктуры. Сегодня буржуазия – это те, кого называют «мелкими и средними предпринимателями».
В конце ХХ века буржуи никуда не исчезли, но они – сущие нищеброды в сравнении со сверхбуржуями. И ничего не решают.
В конце 1930-х Фердинанд Ландберг сделал вывод о существовании в США «сверхбогачей», и заговорил о «60 правящих семействах Америки» [14, 15]. Нацист Роберт Лей в пропагандистской брошюре писал: «Этот отход от демократии стал возможен только потому, что огромные состояния, нажитые в США, не имеют аналогов в остальном мире».
Сегодня сверхбогачи живут вовсе не только в США. Это не буржуа…Это сверхбуржуа. Они в сотни раз богаче всех императоров всей человеческой истории. И у них другая психология.
Буржуазия и специалисты были националистами и европейцам.
Сверхбуржуи – космополиты и жители Земли. Если у вас в собственности пара островков в разных океанах и поместья на всех континентах – как вы связаны с народом, от которого происходите? Тем более, если в числе ваших предков – люди разных народов?
Буржуазия твердо знала, что прогресс ей полезен. Полезен лично и в данный момент. Пока Луи Пастер не создал своих вакцин, любой буржуй мог умереть от столбняка или укуса бешеной собаки. И никакого Ротшильда не спасли бы его миллионы.
Любой буржуй твердо понимал, что создание телефона, паровоза, телеграфа, анестезии, новых химических лекарств улучшает и продлевает его жизнь.
Буржуй учил сыновей в Университетах, чтобы умники сделали его детей образованнее, показали бы ему, как устроен мир, и научили бы думать. Научиться думать было выгодно уже потому, что думающий буржуй надежнее защищал и эффективнее приумножал свои капиталы.
Верхушка специалистов сама становилась буржуями. Но и не становясь буржуем, специалист мог сделать карьеру, приобретая эту самую власть… А почему нет, если знание – сила?! Инженер создавал то, на чем буржуа делал деньги. Писатель имел власть над умами …в том числе над умами «хозяев жизни», самых богатых буржуев. Врач приказывал буржую меньше жрать и больше двигаться… И он слушался, если хотел жить.
Литература – зеркало жизни. Вспомним «Остров сокровищ». В детских книжках все вообще описывается наглядно и просто… Вот и тут: деньги и власть – у сквайра Трелони… Но и у доктора Ливси (интеллигент). И у капитана Смолетта (техническая интеллигенция). И говорят они на равных.
Знание было – сила. Знание давало деньги и власть. Знать было престижно. Хозяева жизни поддерживали и развивали эту систему ценностей, потому что сами ее разделяли. И они верили в прогресс.
Сверхбуржуазии тоже нужен прогресс. Но прогресс – управляемый. Ручной. Технонаука ведущих фирм Земли создает новые направления производства. На наших глазах родился компьютер, мобильная связь и особый мобильный компьютер – айфон. Гибрид компьютера, телефона, фото — и кинокамеры. Появление 3D принтера… Появление космических программ… Появление …впрочем, продолжать можно долго. Но все это – прирученный прогресс. Его делают громадные коллективы, получающие зарплату. Инженер – обычный служащий. Пролетарий, знающий свое место.
Буржуа было много – 5, 10, 15% населения Европы. Даже для самой себя ей было нужно много университетов, много врачей, много инженеров и техников.
Сверхбуржуазия – 0.001% населения Земли. Ей не нужно так много специалистов. И никакой они не авангард. Они – умные, которые сумели урвать, а все остальные – просто быдло. В том числе и представители народов, из которых вышли сверхбуржуа.
Сверхбуржуазия твердо знает – уж она-то получит медицинскую помощь, которую мы привыкаем по-хамски именовать «медицинское обслуживание». Остальные пусть лечатся у колдунов и бабок-шептуний. На них профессуры вполне хватит. Причем профессора прибегут сами, толкаясь и лягаясь по дороге. «А вот кому лучшее, что у нас есть?!?!»
Уже сегодня ведутся исследования, позволяющие продлить активную жизнь лет до 120-140? Вопрос, кто воспользуется плодами сих не дешевых изысканий. Нам, помирающим в 80, реально «светит» истеблишмент, который в 120 лет выглядит и ведет себя как 60-ти летний.
Так же точно сверхбуржуазия знает, что всегда получит хорошее образование. Она всегда получит доступ к новым знаниям – независимо от того, имеют ли эти знания другие.
Профанация образования: закономерная политика сверхбуржуазии. С тех же самых 1960-х началось профанирование образования. В XIX веке даже среднее образование было привилегией. Высшее образование само по себе выводило в истеблишмент. Но это было очень реальное образование! Оно действительно давало обширные знания о мире. Образование приучало к рациональном восприятию жизни.
В Британии и США и сейчас есть прекрасные школы… Стоимости обучения в них я не буду сообщать, чтобы не вызвать психотравмы у читателя. Для 90% – школы, передерживающие дураков, пока родители «заколачивают бабки».
70% молодежи в Европе получают высшее образование… Высшее?! Да, но какое? Профанацию образования.
Есть великолепные ВУЗы и колледжи… Но Ваш или мой сын в них учиться не будет. Во-первых, оплатить обучение в них мы не сможем. Во-вторых, кто нас туда пустит?
В Оксфорде работает около 200 колледжей. 180 из них выпускают или своих ….полудебилов, готовых платить за дипломы, или детишек богатеньких идиотов из других стран – в том числе из России. Они могут хвастаться всю жизнь, что окончили Оксфорд, и вешать на стенку красочные дипломы… А знают меньше, чем в XIX веке знал плохонький фельдшер.
18 колледжей Оксфорда выпускают специалистов. Скромных работников своей страны, будущих пролетариев умственного труда. В такие колледжи русский умник попасть может, хотя это уже очень не просто. И дорого.
При попытке поступить в 2 колледжа Оксфорда первый вопрос будет: оканчивал ли этот колледж Ваш отец или дед? Если не оканчивал, то и Вы его не окончите. Сперва атурализируйтесь в Британии. Ваш сын уже окончит один из 20 колледжей Оксфорда. Может быть, внук, если проявит нужные качества, и войдет в элиту. Он (внук) всю жизнь будет осознавать, что он – выскочка и парвеню. Элита второго сорта. Но вот Ваш правнук уже и правда сможет учиться в Оксфорде! В настоящем. В том, который оканчивали в XIX веке.
Если не вступать в интимные отношения с собственными мозгами, приходится констатировать: образование перестало быть социальным лифтом. Есть образование для элиты, и она не собирается делиться этим образованием. И вообще «наверху» места мало. Все равно всем не хватит, ресурсы Земного шара конечны. Развитие никому не нужно. Для поддержания того, что есть – специалистов всегда хватит.
Изменение массового сознания. В Глобальной Европейской цивилизации не все читали книги, но все знали, что читать книги – престижно. Не все обладали знаниями. Но все знали, что знания – сила, и что знания – часть социального лифта. Умный был «лучше» дурака. Образованный был «лучше» неуча: это твердо знали все – в том числе неучи и дураки. Они или комплексовали, или строили свое маленькое мещанское счастье, или собирались в кружки по изучению марксизма… но кто тут главнее – знали твердо.
У сверхбуржуазии – своя иерархия. Для нее носители знаний – одна из категорий прислуги. Один надевает на сверхбуржуя носки, другой сочиняет ему увлекательный романчик. Одна пляшет для него в ночном клубе, другой подбирает таблетки для повышения потенции и понижения артериального давления.
Знание даже опасно. Дураками и неучами править легче – особенно если дураки и неучи считают себя солью земли. Ну и пусть себе считают, идиотики. Сверхбуржуазия берет на вооружение «научную» психологию. Согласно этой «психологии», все – личности. В том числе кретин, пускающий пузыри.
На вооружении – политкорректность и толерантность.
С чего этот ужасный Буровский вообразил, что профессор чем-то лучше неграмотного?! Кто это позволил ему глумиться над «простым человеком», обижая его и создавая ему комплексы?! Кто сказал, что теория эволюции лучше «теории» происхождения людей от медведей (рыб, козлов, минералов, устриц, инопланетных пришельцев …нужное вставить)?
Чем профессор медицины лучше якутского шамана?! Кто смеет утверждать, что личность – это тот, кто что-то умеет и знает?! Личность – это каждое двуногое.
Знание – давно уже не сила. Интеллект – это некое чисто личное качество, не прибавляющее уважения к носителю. Даже вредное: чего это он выхваляется? Захотел жить один в семи комнатах, пока простой человек на помойках пропитание ищет?!
В 1956 году «Общество плоской Земли» насчитывало 56 членов. В 2015 году – больше 3 000 членов.
Демократия? Но демократия может пониматься очень по-разному. Демократия XIX века исходила из того, что каждый человек может проявить качества, делающие его ничем не хуже знатного, богатого и ученого.
Литература XIX века доказывала, что «простые люди» не хуже профессоров, богачей, аристократов. Она создавала образы замечательных «маленьких людей», в высшей степени достойных уважения. Она доказывала, что должен существовать социальный лифт, а его отсутствие – несправедливо. Демократия возможности и права. Демократия, направленная на аристократизацию … по существу, всех. Всех, кто на это способен.
Литература XXI века озабочена другим: она рвется доказать, что аристократы, богачи, интеллектуалы – такое же дерьмо, как все остальные. Что человек по своей природе…это самое. И никто никого не превосходит, нечего тут выхваляться. Демократия насильственного равенства. Демократия, направленная на уравнивания тоже всех – но не в возможностях, а в убожестве. Психология «все поделить».
Литература всегда и во все времена утверждала некий идеал.
Идеал изменялся. В средние века это был Ланселот и сэр Мордред – рыцари без страха и упрека. В XIX веке это были профессора Челленджер и Саммерли (фамилии, кстати, самые простонародные), или буржуи Форсайты, недавние выходцы из крестьян.
Массовая литература рубежа тысячелетий показывает идеал публичной девки, наемного убийцы, уголовника и дурака. И это охотно читают.
А про буржуев? Не… разве что таких… современных…про героев Марио Пьюзо. Матросы из «Острова сокровищ» по своим душевным качествам и правда не хуже доктора Ливси и сквайра Трелони. Герои что Рекса Стаута, что Бушкова – высокопоставленные бродяги и подонки.
Героини Джейн Остин и сестер Бронте – дамы с мозгами и душой. Ничем они не хуже и не мельче мужчин. Героини Дашковой и Серовой… О них трудно говорить, соблюдая только нормативную лексику.
Демократия? Нет, охлократия – власть неорганизованной, дикой толпы. Идеал которой – разве что потребление.
…а в СССР… В 1980-е интеллигенция вопила, что СССР надо уничтожить, и что она хочет жить, «как во всех цивилизованных странах». Своих желаний надо бояться, потому что иногда они сбываются. Вот и это желание сбылось.
В СССР долгое время жили иначе, потому что на осколках Российской империи не произошло того, что случилось «во всем цивилизованном мире» после Первой мировой войны. Кстати, это был очень интеллигентский проект – пресловутая попытка построить «светлое будущее» и рай на земле. Опыт утопии, разумеется, с треском провалился, но Нововременная европейская цивилизация у нас задержалась на добрые три поколения.
Те, кто родился даже в 1960-е, воспитывались в обществе, где книги выпускались миллионными тиражами, а их чтение всячески пропагандировалось. Где научно-популярные журналы читала добрая треть молодежи. Где процветали родившиеся в Германии XIX века толстые литературные журналы. Где закончить ВУЗ значило получить работу по специальности, а иметь ученую степень означало обеспеченность и уважение общества. Где писать книги было попыткой воспитывать и образовывать народ, а не пляской на потеху почтеннейшей публики. Где самые популярные фантасты, братья Стругацкие, называли вещи «хищными» и уверяли, что «настоящие люди – это те, кто много думают обо многом».
Да, идеологизация зашкаливала… Но мальчишки хотели стать космонавтами и геологами, а не франчайзерами и спичрайтерами (черт меня побери если я знаю, что это такое), а девушки краснели от невинного слова «проститутка».
Кстати, об идеологии… В 1980-м я читал данный мне на две ночи «Архипелаг ГУЛаг»…и испытывал приятный трепет: мной занимается не кто-нибудь… А Комитет Государственной Безопасности!!! Во как! 25-летний мальчик, читающий Солженицына, опасен для колоссальной империи! Читая «неположенное», он тем самым сокрушает политический строй! Слон и Моська? Разумеется. В 1980-м я чувствовал себя очень храброй Моськой, читая журнал «Посев».
Но кого сегодня волнует, что ты читаешь? Или чего ты не читаешь?
Не вижу ничего ужасного в том, что это канувшее в Лету советское общество порой кажется «более правильным» интеллектуалам. Даже тем, кто придерживается вовсе не «советских» политических убеждений. Что мы ностальгируем по временам, когда кого-то интересовали наши убеждения и мнения. Но наше время прошло. Вместе с последними остатками Нововременной цивилизации.
….а после СССР? Сторонников либеральной идеи искренне поздравляю: они победили. Мы теперь живем так же, как «во всех цивилизованных странах». И в нецивилизованных тоже. Суть в том, что «борцы за демократию» стремились в давно ушедшее прошлое – в Европу XIX века. В эпоху, когда их знания и умения высоко ценились и щедро оплачивались. В культуру модерна. Ну а попали… мы теперь знаем, куда. В постмодернизм.
Беднягам не позавидуешь. Представьте, что вы хотите эмигрировать в Германию, а угодили в Зимбабве. Метили преподавать в университете, а вас сожрали.
Впрочем, не стоит злорадствовать. Судьбы революционеров чаще всего ужасны… Как и судьбы людей, увлекающихся идеологиями… Любыми. О судьбе такого «борца за демократию» сочувственно, но и ехидно написал Бушков в своем «Стервятнике»: историю человека, который рьяно «боролся за демократию», и которому «демократия» 1990-х оставила один путь – в бандиты.
Увы, это не совсем сказка. Не ирония писателя-фашиста над носителями «другой идеологии». Лично знаю человека с исторической, по заслугам уважаемой фамилией. В начале 1990-х этот петербуржец в 8 поколениях, дворянин из рода, известного с XVI столетия, бросил профессию врача-реаниматолога. Бросил из идейных соображений – чтобы … «строить капитализм». Сегодня он сильно нуждается.
Знание – по-прежнему сила, но оно в руках сверхбуржуа, владельцев несметных капиталов. Им не нужно, чтобы знания попадали в другие руки… именно потому, что оно – сила. Кто же дает в руки туземца винтовку? Пусть бегает с каменным топором. Владыки Новой Глобальной Цивилизации пропагандируют иррациональные, а потому и безвредные ценности, частично под видом «научных».
Дерационализация культуры. В 1988-1999 я в Красноярском университете читал культурологию физикам и биологам. Студенты спрашивали меня о причинах падения Римской империи и чем отличается система ценностей жителя многоквартирного дома от владельца особняка.
В 2006-2011 я читал тот же курс и философию бухгалтерам и экономистам в Петербурге. Меня спрашивали, произошел ли человек от медведей или от космических пришельцев, и как надо заговаривать воду, чтобы она стала полезнее.
Лично знаю людей, окончивших «Институт франчайзинга и гиперлизинга имени Джонни Чикчирика» по специальности «Маркетинг торговли обувью» и искренне считающими, что у них есть высшее образование. Но это еще поднебесье! Среди тех, кому меньше 35, огромный процент людей, несущих в себе самые дикие представления даже о физических законах и о живых организмах. Не говоря о жизни общества.
За считанные годы произошло и продолжает происходить чудовищное падение и уровня образования, и уровня компетентности населения в целом. Отступление по всей линии фронта. Борьба с «агрессивными вакцинаторами» напоминает «холерные бунты» 1830-х, когда дикие люди убивали врачей – они ведь «разносят заразу».
Что можно противопоставить оболваниванию и одурачиванию? Валу пропаганды того, что Земля «на самом деле» плоская, что ученые прячут от народа скелеты великанов и атлантов, и что раковая опухоль излечивается путем заклинаний и питья собственной мочи (интересно, скоро ли начнут лечить путем поедания кала?[1]).
Говорю откровенно – не знаю. На частном уровне еще можно как-то влиять на окружающих… Хотя бы на некоторых. Хотя бы время от времени. Но как развернуть пропаганду рационального знания на государственном (а хорошо бы – на мировом) уровне – не представляю. Слишком велики силы, которым нужно именно массовое невежество. И культ невежества.
В музее Нововременной цивилизации. Когда меняется цивилизация, достижения ее предшественницы никуда не исчезают. Они просто музеефицируются. Они или буквально превращаются в музейные экспонаты, или становятся доступны только для весьма обеспеченных людей. Гигантские постройки Древнего Востока стали не нужны после изобретения растворов, скрепляющих камни. И пирамиды, и Баальбекская терраса превратились в музейные объекты – образованные римляне и эллины охотно посещали их, – смотрели и проникались…
В наше время музеями стали целые города. Например, Петербург. «Императорский Петербург», существовавший до конца правления Николая Первого Павловича, составляет примерно 10% площади современного города, а живет в нем от силы 7% населения города. «Исторический Петербург» 1913 года – 25% площади и 20% населения. Из пяти миллионов петербуржцев в историческом Петербурге проживает от силы миллион. Этот далеко не музейный город по мере сил сохраняется в том или почти в том же виде, в каком его застал Катаклизм 1917 года. И закон стремится к сохранению, и жители города хотят того же. Попытка построить Газпром-Центр на Охте вызвал такой общественный взрыв, что 462-х этажный небоскреб пришлось перенести в Лахту. Ну и пусть там стоит! Небоскреб отлично виден с Дворцовой набережной, но облик исторического центра он не изменяет, это главное.
В исторической части Петербурга жить престижно – следовательно, дорого. Объективно – становится даже лучше. Коммуналки расселяются, перестраиваются, снабжаются ванными комнатами и горячей водой. Исчезают общественные бани – теперь никому не нужны. Хороший музей – но уже не всем доступен. В перспективе жизнь в центре Петербурга будет становится все менее демократичной по цене. Центральная часть Парижа и Лондона уже не доступны никому, кроме миллионеров. Скоро так же будет и у нас.
Город, в котором жили люди весьма разного уровня доходов, становится доступным все меньшему числу желающих. Хочешь в Петербург? Пожалуйста, в новые районы. Не исторические.
То же самое происходит и со всеми достижениями Нововременной цивилизации.
Образование? В смысле, реальное образование, а не фикция? Пожалуйста, но стоит дорого.
Живопись маслом, пейзаж и портрет? Есть и такое – тоже дорого. Что дешево? Китч – моментальные портреты на Невском. Фотография. «Концептуалистская» мазня.
Театр? Если не полная халтура, билеты от 3 до 25 тысяч.
Антиквариат – это вещи, которыми в XIX веке владели 5% жителей исторической
России, и что сегодня хотели бы иметь если не все – то многие. Антиквариат дорог. Производятся вещи ничем не хуже старинных – практически вечные столы, диваны и стулья, красивые и удобные. Но стоят они еще больше антиквариата. В Икее – дешево… Но там – не исторично, и не особо долговечно.
Платье ниже колен, драгоценности, пышные прически, часы на цепочках? Престижно и дорого. Надев галстук и рубашку на запонках, сам себя чувствуешь ходячим музеем.
Литературные тексты – тоже часть Музея Прошлого.
Есть имитация литературы – для тех самых 90%. Дашкова, Серова, Маринина… Это как скверные постеры картин, или диплом «менеджера по филерству и килерству». Стекляшки вместо бриллиантов, скверный нейлон вместо шелка.
А серьезные исследования? Социальные романы, в которых поднимаются реальные проблемы общества? Научно-художественная литература? Научпоп? Интеллектуальная фантастика? В букинистических магазинах издания даже 1980-х проходят по секции антиквариата. Новые тексты порой не хуже? Да. Вересов не хуже Булгакова, Водолазкин не слабее Чехова, Гузель Яхина не уступает Георгию Иванову.
Такая литература – как стул или кресло, изготовленные вручную, для небедных людей. Нечто дорогое и элитное. Даже при высоких тиражах – совсем не такая известность, как Дашковой.
Русский интеллигент начала-середины ХХ века – чисто исторический персонаж, что-то вроде заблудившегося в веках и случайно угодившего в наши дни средневекового монаха или гражданина торговой республики Наисиятельнейшая Генуя.
Возможно, «когда-нибудь» все изменится. Возможно, когда-нибудь возникнет рациональная культура, и поднимет на щит знание. Знание опять станет силой, поведет людей к могуществу, уму и долголетию, выведет потомков в Космос, «приручит» новые источники энергии.
Возможно, пройдя пыльные тропинки далеких планет, потомки на Новых Землях других звездных систем помянут добрым словом образованные слои европейских народов, в том числе и русскую интеллигенцию. Помянут примерно так, как мы сейчас поминаем добром философов Древней Греции, ученых жрецов Египта, иудейских пророков или мореплавателей Финикии – они ведь тоже сделали немало.
Но дожить не рассчитываю, хотя вроде здоров и долговечен.
Список литературы
1. Стёпин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М.: ИФ РАН, 1994.
2. Валлерстайн И. Мир-система Модерна-I. – М.: Университет Дмитрия Пожарского 2015
3. Гринин Л.Е. Истоки глобализации: мир-системный анализ // Век глобализации, – 2011. – Выпуск 1.
4. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVIII вв. / Пер. с фр. 2-е изд. – М.: Весь мир,2006. – с. 8.
5. Бэкон Ф. Опыт или наставления нравственные и политические // Бэкон Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. – М.: Мысль, 1978. С.348-481.
6. Andrewes W.J.H. The Quest for Longitude: The Proceedings of the Longitude Symposium. — Collection of Histroic Scientific; Illustrated edition edition, 1996. — С. 189—234 Арнольд
7. Корякина В.И., Хребтова А.А. От астролябии к навигационным комплексам. – М.: Судостроение, 1994
8. Кочергина В. А. Учебник санскрита. –М.: Филология, 1994
9. Даниель Дефо: Робинзон Крузо. Дальнейшие приключения Робинзона Крузо. – М.:Эксмо, 2010
10. Маныкин А.С. Новая и Новейшая история стран Западной Европы и Америки. — М.: Эксмо, 2004.
11. Медоуз Д. Х. Медоус Д.Л., Рендерс Й.,Беренс III В. Пределы роста.— М.: Изд-во МГУ, 1991.
12. Крюи П.де Охотники за микробами. – М.: Астрель, 2015
13. Буровский А.М. Антропоэкософия. Концепция антропогеосферы: ее сущности, морфологии, структуры, динамики, истории. Изд 5. – М.: Высшая школа, 2009.
14. Ландберг Ф. Богачи и сверхбогачи. О подлинных правителях Соединённых Штатов Америки. — М.: Прогресс, 1971.
15. Ландберг Ф. 60 семейств Америки. — М.: Издательство иностранной литературы, 1948.
[1] Показав статью некоторым знакомым, узнал – я попросту отстал от жизни. Излечение всего на свете путем поедания кала уже пропагандируется. Существуют даже целые центры калопоедания, где за немалые деньги пациентов «лечат» фекалиями особо просветленных личностей.