Времяпрепровождение в торговых центрах (моллах), как досуговая практика подростков, находящихся в зоне повышенного социального риска.
Аннотация: В статье проведен анализ досуговых практик подростков в моллах г. Санкт-Петербурга. Описаны особенности торговых комплексов как варианта досуга подростков. Также определено место подобных площадок среди прочих подростковых досуговых практик. Изучены популярные способы досуга подростков в пространстве моллов и причины выбора ими данного вида активности. В рамках досуга рассматриваемого типа уделено отдельное внимание описанию подростковой самоидентификации.
Ключевые слова: Моллы, организация досуга, молл-микрокультура, социальный контроль, асоциальное поведение.
SOCIALIZATION AND RECREATIONAL PRACTICES OF AT-RISK ADOLESCENTS IN THE MALLS
SUMMARY: The article analyzes the leisure practices of adolescents in the malls of St. Petersburg. This article analyzes socialization practices and recreational activities of adolescents in the malls of St. Petersburg. In this study, we describe some specific aspects of social/recreational activity of the adolescents in the malls. The article discusses also socialization potential of the malls and their role and importance in the adolescent microculture. We have studied recreational activities that are popular among adolescents visiting the malls and managed to understand why they choose these specific activities. Special attention is paid to the aspects of teenage self-identification that are reflected in the said activities.
KEY WORDS: malls, socialization, social activities, recreation, mall-microculture, social control, social misconduct.
Введение и актуальность. Досуг подростков в пространстве моллов занимает особое место среди прочих досуговых практик. Под термином «молл» здесь подразумеваются такие форматы организации торгового пространства как торгово-развлекательные комплексы (ТРК); торговые центры (ТЦ); торгово-развлекательные центры (ТРЦ) и им подобные. Можно определить молл как группу архитектурно объединенных розничных предприятий, управляемых единой компанией и расположенных на специально спланированном участке.
Для уточнения понятия «досуг» воспользуемся подходом Соколова Э.В., подразумевающим под досугом «… особое время, когда возможен свободный̆ выбор занятий, в которых отдых перемежается с физической̆ и умственной̆ активностью» [6, с. 180]. В свою очередь другой российский социолог, Орлов Г.П., предлагает считать досугом «совокупность занятий человека в свободное время, с помощью которых удовлетворяются непосредственные физические, психические и духовные потребности, в основном восстанавливающего характера, а также специфический̆ социальный способ дальнейшего развития человеческих сил» [4, c. 46]. Иными словами, это деятельность, совершаемая на основе свободного выбора и носящая развивающий̆ характер. В данной статье под досугом будет пониматься то свободное от учебы и других обязательств время, которое заполнено обусловленной мотивами и потребностями подростков деятельностью.
Актуальность исследования заключается в том, что для российского общества, не так давно вступившего в ряды стран с развитым потребительским рынком, моллы есть условно новое пространство и здесь практикуются принципиально иные досуговые формы российской молодёжи. В связи с этим для подростковой среды актуализируются и новые риски, требующие предметного социологического изучения. В группу таких рисков входят: нерациональное использование подростками досугового времени; усиление фрустрационных тенденций в подростковой среде; риски гигиенического и эпидемиологического характера (употребление в пищу объедков или применение подростками пустых использованных стаканов в зоне фудкорта) и т. д.;
Методология исследования. При изучении проблем досуга подростков исследователь сталкивается с принципиальными разногласиями по поводу влияния среды, созданной внутри моллов, на процессы социализации молодежи. Одни исследователи считают, что моллы способствуют девиации ввиду существования здесь так называемого «невидимого насилия», когда реклама и витрины привлекают внимание, вызывая желание у подростков приобрести те товары и услуги, которые они никак не могут себе позволить, и эта невозможность приводит к фрустрации желаний. Д. Элкинд [7, c. 1025-1034] подчёркивает силу подобного давления среди подростков, где членство в определенной группе может определяться владением товарами. Противоположная же позиция, напротив, говорит о положительной социализирующей роли моллов и обосновывается тем, что последние изначально строятся не как магазины, а, скорее, как социальные центры, что способствует социализации в них подростков. В свою очередь отечественные социологи уподобляют моллы «музеям современной культуры потребления» и пишут о бесцельности пребывания там [2, c. 86]. По их мнению, моллы имеют цель создать иллюзию возможности удовлетворения самых разных потребностей современного человека в одном месте [3, c. 42]. Таким образом, мнения исследователей по данному вопросу достаточно противоречивы и выбор методологии исследования здесь является отдельной задачей.
Основой данной статьи является проведенное исследование, целью которого был анализ досуговых практик подростков на территории моллов. Объектом исследования выступали подростки, состоящие на регламентном сопровождении в СПб ГБУ «ГЦСП «КОНТАКТ», а предметом – их досуговые предпочтения на территории моллов г. Санкт-Петербурга. Выборочная совокупность составила 441 человек. Исследование проводилось методом интернет-опроса, с соблюдением половозрастных квот.
Методологической основой для данного исследования являются труд Ж. Бодрийяра «Общество потребления», а также понятие «социальный контроль», который был определён Т. Парсонсом как механизм обеспечения равновесия социальной системы посредством системы нормативных институализированных стандартов [5, с. 417]. Одним из основных тезисов Бодрийяра является утверждение, что «потребление есть цепная психологическая реакция с бессознательной природой» [1, c. 38]. В случае подростков это особенно актуально, так как они отличаются не до конца сформировавшейся психикой, а значит психологические реакции будут происходить интенсивнее. Французский социолог утверждал: «…чтобы быть проводником эгалитарного мифа, Счастье должно быть измеримо. Нужно, чтобы оно было благосостоянием, измеримым в вещах и знаках» [1, c. 38]. Иными словами, в таком обществе счастье есть количественная характеристика, единицей измерения которого являются атрибуты. В молле подобные ценности могут транслироваться подросткам посредством рекламы, окружающей обстановки потребления, присутствия посетителей более высокого социального статуса, наличием возможности примерить одежду и т. д. Вся обстановка стимулирует стремление к социальному отличию, которое, по мнению Бодрийяра, лежит в основе выбора товаров и услуг. Стремление к отличию является одной из характерных черт подростков, а моллы, как место концентрации ценностей общества потребления, поощряют подобные стремления, посылая сигнал о прямой зависимости счастья и жизненного успеха от материального состояния. В результате подросток может выбрать приобретение товаров и услуг в качестве способа отличиться и перенести затем эту установку уже в повседневную жизнь. Не стоит забывать о той иллюзии изобилия и услужливости персонала, которую создают моллы и которая может поставить подростка перед выбором новой морали в случае возникновения фрустраций.
Результаты исследования. На основе полученных данных можно с уверенностью резюмировать, что моллы являются неотъемлемой частью жизни современных подростков. Большинство подростков, а именно 71,2% из тех, кто принял участие в проведённом опросе, сообщили что они с разной регулярностью посещают моллы. Среди основных мотивов для посещения моллов подростками назывались следующие: приобретение товаров и услуг; привлекательное визуальное и музыкальное оформление молла; возможностью «убить» свободное время в окружении привлекательной атмосферы. От общего числа участников опроса, посещающих моллы, эти мотивы были у 38,9%, 31,2% и 29,6% соответственно. Отсюда следует, что подростки идут в ТРК не столько за покупкой, сколько ради специфической микросреды. Иначе говоря, сам по себе процесс приобретения товаров или услуг, представляемых в торговых центрах, интересует подростков меньше, чем возможность пользоваться созданной там инфраструктурой, которая направлена в первую очередь на организацию среды, располагающей к совершению покупок.
Такая мотивация подтверждается и тем, как подростки воспринимают нормы социального контроля, реализуемого в ТРК. Так, большинство посещающих моллы подростков в ходе опроса подтвердили, что им хочется вести себя в моллах прилично, поскольку там везде охрана и камеры видеонаблюдения (75,5%). Подростки отмечали, что в молле им весело (79,9%) и что там они чувствуют себя свободно/раскованно (75,1%). Таким образом, можно предположить, что ограничения, накладываемые механизмами социального контроля, организованными на территории торговых центров, воспринимаются подростками положительно, т. к. он обеспечивает им чувство безопасности, из которого следуют чувства свободы и раскованности.
Стоит отметить, что игнорирование подростками норм социального контроля в молле всё же происходит. О своём участии в действиях, носящих в целом асоциальных характер, сообщило большинство посещающих мол подростков (70,3%). Данное положение объясняется тем, что в вопросах организации общественного порядка, основным приоритетом, в соответствии с которыми организованы правила поведения на территории молла, стоит коммерческий интерес предпринимателей, представляющих на его территории свои товары и услуги. Иначе говоря, службы безопасности будут пресекать только то асоциальное поведение, которое будет негативно восприниматься другими посетителями, либо будет препятствовать торговому процессу. Более подробная статистика представлена на рисунке №1. Отдельно подчеркнём, что более 60% нарушений происходят, когда подростки находятся в компании с кем-либо.

Рис.1
Отметим также, что подавляющее большинство положительно оценивающих асоциальные действия подростков, ранее сталкивались с тем, как эти действия совершаются другими. Среди тех респондентов, которые положительно оценивают сбор со столов чужой еды, сталкивались с данным явлением 83% посещающих молл подростков. Из них «часто» ‒ 33,3% и «редко» ‒ 50%. Среди тех, кто положительно оценил использование чужих стаканов для употребления пищи (89% от общего числа респондентов), 51,9% заявили, что сталкивались с этим часто, а 37% ‒ редко. Следовательно, подростки усваивают асоциальные формы поведения быстро и воспринимают их как норму. Однако, такое утверждение справедливо в том случае, когда их досуг в моллах является основным. Иначе говоря, если в досуговой структуре подростка времяпрепровождение в торговых центрах является превалирующим, то вероятность проявления им асоциального поведения значительно возрастает. Такие подростки в два раза чаще конфликтуют в молле (в том числе и в драках), а также более чем в два раза чаще совершают кражи. Это говорит о том, что незанятость подростка организованной формой досуга приводит к проявлению асоциального поведения, особенно когда подростки находятся в группе.
Распределение ответов на вопрос «Случались ли какие-либо из перечисленных ниже ситуаций с Вами в молле?» (% от общего числа респондентов)

Рис. 2
Заключение. На основании результатов исследования можно сделать вывод, что на сегодняшний день моллы являются неотъемлемой частью современной жизни подростков, хотя и не занимают лидирующего места в структуре их досуга. В моллах создается пространство, удачно сочетающее в себе соотношение свободы и ограничения для подростка и, как следствие, создающее чувство безопасности, где подросток приобретает «привилегированный» статус потенциального покупателя (выражаемый в уважительном отношении к себе со стороны персонала торговых центров) и где он может почувствовать себя «полноценным» членом социума, поскольку в качестве потребителя он уже приобрёл правовую субъектность.
В тех же случаях, когда подростки выбирают моллы одним из основных способов досуга, их времяпрепровождение там приобретает явно выраженный асоциальный характер. Среди подростков формируется «молл-микрокультура», существенным компонентом которой является необходимость удовлетворять свои потребности в условиях ограниченных ресурсов, что подталкивает к институционализации в ней установок на социальную девиацию, воспринимаемую ими как своего рода изобретательность или находчивость. Всё это означает, что преобладание моллов в качестве основного досуга у подростков носит резко негативный характер.
Обсуждение результатов исследования.
Выявленные особенности досуга в торговых центрах в целом соответствуют мировым тенденциям. В данном контексте стоит отметить исследование, проведённое в 2011 году чешскими исследователями Я. Шпилковой и Л. Радовой, в рамках которого изучалась специфика досугового времяпрепровождения чешских подростков в моллах [8]. Фокусом интереса авторов являлось использование микропространства молла подростками, то, как они в нём социализируются и как формируется их идентичность с помощью разных практик на территории моллов. В результате своей работы чешские специалисты пришли к выводам, в целом подтверждающим результаты, полученные в ходе проведённого нами исследования. Однако, в отличие от чешских коллег, в нашем исследовании делается значительно бόльший акцент на изучение асоциального поведения российских подростков, находящихся в зоне повышенного социального риска.
Среди отечественных социологов, занимающихся изучением досуговых характеристик торговых центров, следует упомянуть петербургского социолога А. Желнинну, а также интернациональный исследовательский коллектив, в лице В.И. Ильина и В.И. Чой [2]. Заметим, что для отечественной исследовательской традиции изучения данного вопроса характерна апелляция к анализу влияния постсоциалистических социально-экономических реалий, в остальном полученные коллегами результаты вполне сопоставимы с выводами, представленными в данной статье.
Отметим, что существенным недостатком представленного в данной статье исследования является обусловленная спецификой разработанного инструментария невозможность применения методов статистического анализа, которые могли бы выявить сложные взаимосвязи изучаемых социальных явлений и объектов.
Список литературы:
- Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. – М.: Культурная революция, Республика, 2006 г.– 269 с.;
- Ильин В.И., Чой В.И. Торгово-развлекательные центры как пространство формирования качества жизни в России // Социологические исследования № 4, 2017, 82-92 с.
- Михайлова О. И., Гурова О. Ю. Потребитель в молле: между свободой выбора и стратегиями ограничения потребительского поведения // Экономическая социология. Т. 10. № 3. Май 2009, 41-57 с.
- Орлов Г.П. Свободное время и личность. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1983. – 176 с.
- Парсонс Т., О социальных системах. – М.: Академический Проект, 2002 – 832 с.
- Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. – Л. Лениздат, 1977. – 207 с.
- Elkind D. Egocentrism in adolescence // Child Development. – 1967. – Vol. 38 – P. 1025-1034
- Spilkova J., Radova L. // The Formation of Identity in Teenage Mall Microculture: A Case Study of Teenagers in Czech Mall, Czech Sociological Review, 2011, Vol. 47, No. 3: 565–586